[<10>] ====== Толкования на Тов. 12:8 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 8-9 **Доброе дело – молитва с по­стом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоден­ство­вать.** Наставления ангела о добродетелях: милостыне, молитве, посте, справедливости имеют общебиблейский характер, существенно тождественны с учением Ветхого и Нового Завета об этих добродетелях и отнюдь не составляют какого-либо учения со стороны писателя книги Товита. Совершенно произвольно утверждение Гретца, будто изречение Ангела Рафаила, что милостыня (ελεημοσύνη) очищает или искупает грехи ([[old:tov:12:09|ст. 9]] гл. XII) и что, таким образом, кроме жертвы, есть еще другое средство очищения или примирения, — представляет новое учение, впервые высказанное знаменитым в еврействе Иохананом-бен-Заккаем после разрушения второго храма Иерусалимского в утешение своих соплеменников, сокрушавшихся о невозможности, за неимением храма, приносить жертвы в очищение грехов (//Gratz H.// Das Buch Tobias oder Tobit, siene Ursprache, seine Abfassungszeit und Tendanz, 1879, см. у //проф. Дроздова,// с. 541–542). Аналогичные мысли и выражения об условиях действительности жертв и предпочтительности добрых дел и особенно милостыни пред жертвами встречаются во многих свящ, ветхозаветных книгах, напр., у пророка Осии ([[old:os:06:06|Ос VI:6]]) и Исаии ([[old:is:01:11|Ис I:11–13]], [[old:is:01:16|16–19]]), прямо о милостыне (ελεεμοσύνη), как добродетели, очищающей грехи, говорится в [[old:pr:16:06|Притч XVI:6]], [[old:dan:04:24|Дан IV:24]] и [[old:prsir:03:30|Сир III:30]]. [<10>]