[<10>] ====== Толкования на Втор. 6:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** Так что же? С жившими до пришествия Христова поступили несправедливо? Отнюдь. Тогда можно было спастись и не исповедуя Христа. Не это от них требовалось, а то, чтобы они не служили идолам и знали истинного Бога. **Господь Бог твой**, сказано, **Господь един есть**. Потому и Маккавеи достойны восхищения, так как все, что они претерпели, претерпели за соблюдение Закона; также три отрока; и многие другие из иудеев, проводившие добродетельную жизнь и заботившиеся о соблюдении этого Закона, не должны были ничего больше. Итак, тогда, как я уже сказал, для спасения довольно было знать одного Бога; теперь же этого не достаточно, а нужно еще знать Христа. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ---- Но ради кого, скажи мне, это сказано? Преимущественно ради твоего, иудей, невежества. Почему ничего подобного не было сказано ни Аврааму, ни Исааку, ни Иакову, ни Моисею, а только тебе одному, когда ты, вышедши из Египта, слил себе тельца? Почему, скажи мне? Если же ты не знаешь, то узнай причину от меня. Так как ты, вышедши из Египта, слил себе тельца, стал слу­жить Веельфегору и обращаться к множеству богов, допуская беззаконное многобожие, то, желая уврачевать твою болезнь, Бог и сказал: **«един»**, для отличия от мнимых богов, а не для того, чтобы отвергнуть Единородного. Иначе, почему в на­чале было сказано: //«сотворим человека по образу Нашему и по подобию»// [[old:gen:01:26|(Быт.1:26)]], и еще: //«сойдем же и смешаем там язык их»// [[old:gen:11:07|(Быт.11:7)]], и еще Давид говорит: //«посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более общников Твоих»// [[old:ps:044:08|(Пс.44:8)]]? Если же Моисей говорит: **«Господь, Бог наш, Господь един есть»**, то причиною этого была ваша немощь. И удивительно ли, что так было с догматами, если и в делах Бог низво­дил речь от совершеннейшего к менее совершенному, сни­сходя к вашей немощи? Так, Он дозволил отпускать одну жену и брать другую, хотя вначале не такой дал закон. И касательно пищи Он сделал великое различие, хотя вначале напротив говорил: //«как зелень травную даю вам все»// [[old:gen:09:03|(Быт.9:3)]]. И касательно места (богослужения) Он установил много зако­нов, не дозволяя везде совершать молитвы, хотя вначале не дал такого закона, но являлся Аврааму и в земле персидской, и в Палестине, и везде, и Моисею впоследствии являлся в пустыне. Что же, скажешь, Писание противоречит само себе? Нет; но оно распределяет все на пользу, сообразно с време­нем, исправляя немощь каждого поколения. Поэтому тебе и было сказано: **«Господь, Бог наш, Господь един есть»**. А что Он имеет и Сына, об этом еще пророки говорили в своих книгах, впрочем говорили не очень ясно, чтобы не повредить тебе по твоей немощи, и не скрывали, чтобы дать тебе возможность впоследствии образумиться и из собственных их книг узнать догматы истины. **//Беседы на псалмы. На псалом 109.//** ---- Да не подумает кто-нибудь, что первое и боль­шее имя есть **«Бог»**, а второе (меньшее) – **«Господь»**. В отношении к естеству бессмертному и **«Господь»** и **«Бог»** указы­вают на одно и тоже достоинство, хотя эти слова имеют и не одинаковый смысл. В самом деле, если **«Бог»** – первое имя, а **«Господь»** – второе, то Моисей не употребил бы второго в ка­честве первого, говоря: **«Господь, Бог наш, Господь един есть»**. Если он хотел сказать о первом имени, то должен был бы, упомянув сначала о первом, сказать: «Бог твой Господь один есть»; желая же показать безразличие имен, он сказал сначала **«Господь»**, потом **«Бог»**. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** [Писание] допускает употребление слова «человек» во множественном числе, потому что от такого образа речи никто не впадет в предположение множества человечеств и не подумает, что поскольку имя естества выражено множественно, то обозначаются многие человеческие естества. Но слово «Бог» с осторожностию возвещает Писание в единственном видоизменении слова, заботясь о том, чтобы множественным значением «боги» в Божественную сущность не ввести различных естеств. Почему говорит: **Господь Бог Господь един есть**. Но и Единороднаго Бога оно проповедует в слове «Божество» и не разлагает единаго на двойственное значение, чтобы Отца и Сына наименовать двумя Богами, хотя тот и другой проповедуется у святых Богом. Но как Отец - Бог, так и Сын - Бог; един же Бог в одной и той же проповеди, потому что не умопредставляется в Божестве никакого различия ни по естеству, ни по деятельности. Ибо если бы, по предположению обольщенных, естество Святой Троицы было разнообразно, то, вследствие этого, число распространялось бы до множества богов, разделяясь вместе с инаковостию сущности в Лицах. Но поскольку Божественное, простое, неизменяемое естество отвергает от себя всякую инаковость по сущности, то, поскольку оно едино, не допускает до себя значения множества. Но как естество называется единым, так в единственном числе именуется и все иное: Бог, благий, святый, спаситель, праведный, судия... //**К Авлавию, о том, что не три Бога.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** **Слушай Израиль, Господь Бог твой, Господь един есть**, то есть: всегда неизменный, всегда пребывающий в единстве могущества, всегда Тот же, не изменяемый никаким прибавлением или уменьшением. Поэтому Моисей назвал Его единым. //**О Святом Луке.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** См. Толкование на [[old:vtor:04:39#sschmch_kliment_rimskij|Втор 4:39]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** См. Толкование на [[old:ish:14:14#prp_maksim_ispovednik|Исх. 14:14]] ===== Блаж. Августин ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** Эта Троица есть Единый Бог. Нельзя сказать, что Отец есть то же, что и Сын и Святой Дух, но Отец есть Отец, Сын - Сын, а Святой Дух - Святой Дух. Эта Троица - Один Бог, как написано: **Слушай, Израиль: Господь Бог твой. Господь Един есть**. //**О вере и символе.**// ---- Теперь же подумай немного о том, какие слова Писаний побуждают нас исповедовать Единого Господа Бога: если нас спросят только об Отце? или только о Сыне? или только о Святом Духе? или одновременно об Отце, Сыне и Святом Духе? Определенно написано: **Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть**. О Ком, по-твоему, это сказано? Если только об Отце, то Иисус Христос не Господь Бог наш. И апостол Фома, прикоснувшись, воскликнул: //Господь мой и Бог мой// [[new:in:20:28|(Ин 20:28)]], и Сам Христос не осудил его, но одобрил, говоря: //Ты поверил, потому что увидел// [[new:in:20:29|(Ин 20:29)]]. //**Послания.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть** Итак, в каком месте ты бы ни был поставлен, потому что, согласно данному со властью правилу нашего Спасителя, ты знаешь, что ты крещен в одно имя Отца, и Сына, и Святого Духа, не сомневаясь, всем сердцем помни главное: что Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Святой Дух, то есть Святая и неизъяснимая Троица - это действительно Один Бог, о Котором сказано во Второзаконии: **Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть**. И: //Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи//. Действительно, потому что мы сказали, что этот Единый Бог, Который есть единственный истинный Бог, является не только Отцом, не только Сыном и не только Святым Духом, но одновременно Отцом, и Сыном, и Святым Духом, то должно остерегаться того, чтобы не дерзнуть (ибо это вообще непозволительно) лично называть или считать Того, Кто есть Отец, Тем же Самым Сыном или Святым Духом; или Того, Кто называется Святым Духом в собственном исповедании этой Троицы, или Отцом, или Сыном; так же, как мы истинно утверждаем, что Отец, и Сын, и Святой Дух есть Один Бог, что касается природного единства. //**О вере (к Петру).**// [<10>]