[<10>] ====== Толкования на Втор. 8:3 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек** Тот не беден, кто обладает Владыкой мира, Богом Словом, никогда не нуждается в необходимом. Ибо Слово - это достояние, ни в чем не нуждающееся и причина всякого благосостояния. Если кто-либо захочет сказать, что-де он видел, как праведник часто куска хлеба не имеет, то такое бывает редко и лишь там, где нет другого праведника. Пусть он прочтет следующее: //не одним хлебом живет праведный, но словом Божиим, Который есть истинный хлеб, хлеб с небес//. Пока праведник имеет свое исповедание Бога неповрежденным, он никогда не терпит недостатка. В чем он нуждается, все то он может просить и все то может получать от Отца вселенной, и наслаждаться тем, что принадлежит ему, если он сохраняет Сына. Возможно, что он не ощущает ни в чем недостатка. Слово, наш Педагог, наделяет нас богатством, и нет зависти в богатстве для тех, которые стяжали Им свободу от потребностей. Итак, тот, кто имеет такое богатство, наследует Царствие Божие. //**Педагог.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-4 **И напита тя манною; еяже ты не уведел еси, ни отцы твои** Манною называет здесь плоть Господа нашего. **Ризы твоя не обетшаша на тебе** Ризы изображают нам дары Святого Духа, подаваемые в крещении. //**Толкование на книгу Второзаконие.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ==== **Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек** Евреи, сорок лет питаясь манною - пищею, по человеческому рассуждению, недостаточною для подкрепления тела, - пребывали в одинаковой бодрости и крепости, а может быть, имели и большие силы, потому что не пища, но Божественный устав поддерживал и души, и тела. Посему законодатель и изрек то, что желаешь ты узнать: **не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком словеси, исходящем изо уст Господних.** И Христос, отражая диавольское ухищрение, противопоставил ему это же самое, и преодолел тем силу искусителя. //**Письма. Книга II.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек** Не надобно огорчаться тем, что с тобой приключается, но лучше во многих скорбях благодушествовать. Для того, – говорит Бог, – **«озлоби тя и гладом замори тя»**, чтобы напитать тебя манною ведения и напоследок оказать тебе благодеяние [[old:vtor:08:03|(Втор. 8:3)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Феодору.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек** Бог «**питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои**», т. е. предки, жившие до выхода народа из Египта, дабы показать тебе, что «не одним хлебом (произрастающем естественным порядком) живет человек, но всяким, являющимся по слову благого и всемогущего Господа». [<10>]