[<10>] ====== Толкования на Втор. 10:17 ====== ===== Мч. Иустин Философ ===== **ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров** Это слово пророки часто употребляют и говорят: **Бог** твой **есть Бог богов и Господь господ**, прибавляя неоднократно, что Он великий, сильный и страшный. Так говорится не в том смысле, чтобы они действительно были боги, но Писание дает разуметь, что один только истинный Бог, все сотворивший, есть Господь мнимых богов и владык; и чтобы показать это, Дух Святой сказал через святого Давида: //боги народов//, то есть которые почитаются за богов, - //суть идолы демонов, а не боги// [[old:ps:095:05|(Пс 95:5)]]. И Он присовокупляет проклятие тем, которые делают их и поклоняются им. //**Беседа с Трифоном - иудеем**//. ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему. **Ибо Господь Бог ваш, сей Бог богов и Господь господей, Бог великий и крепкий и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар** Изложенное в предшествующем стихе увещание – соблюдать верность и покорность Господу – Моисей подкрепляет напоминанием о величии Господа. Сыны Израиля должны помнить, что Господь Бог их есть Бог богов, – Бог над богами, т.е. неизмеримо выше всего, что у людей известно под именем богов, – мнимые ли то боги язычников, или в несобственном смысле именуемые богами власти земные [[old:ps:081:01|(Пс. 81:1–2)]]. – **Он есть Господь господей**, пред Ним рабски преклоняются господства, начала и власти, словом все Силы небесные, служащие орудиями владычества Бога Вседержителя над тварями, – и все власти земные, даже враждебные Ему, но побеждаемые и смиряемые Его гневом. – **Он есть Бог великий**, – и величию Его по внутренним совершенствам и внешним делам творения и промышления о мире нет предела, **крепкий**, – могущественный, так что Его всемогущей силе никакая сотворенная сила противиться не может, – **и страшный** не только для врагов, но и для верных Ему слуг, с трепетом предстоящих престолу Его на небесах, – Он **не дивится лицу**. Он есть праведный Судия, Который судит беспристрастно, не увлекаясь впечатлениями, какие на обыкновенных судей производит лице или наружность подсудимого. Он зрит самое сердце его, проникает в сокровенные помыслы и сердечныя движения, так что ни виновный от Него не утаится, ни правый не останется виноватым. – Он **не вземлет дар**, – Его, как беспристрастного Судию и Мздовоздаятеля, нельзя задобрить или подкупить подарками, за которые кривят совестью обыкновенные судьи. Самые жертвы которые приносятся Богу, хотя называются //дарами// Ему [[old:ps:075:12|(Пс. 75:12)]], в собственном смысле не суть дары, потому что все, что приносится в жертву Богу, принадлежит Ему как Творцу и Владыке всяческих [[old:ps:049:10|(Пс. 49:10–11)]]. Ему однако угодно принимать от людей жертвы и взирать на них, как на дары Ему, единственно по милосердию к людям, которым в жертвах Он указал средство умилостивлять Его, благодарить Его, выражать любовь к Нему и преданность. Но если приятны Ему эти дары от людей благочестивых, то не благоволит Он к жертвам нечестивых. Как бы ни были многочисленны и богаты жертвы от нечестивых, Он не вземлет от них этот дар, и не умилостивляется, а только прогневляется таким даром. //Беззаконник, жряй Ми тельца, яко убиваяй пса, и приносяй семидал, яко кровь свиную// [[old:is:66:03|(Ис. 66:3)]]. //**Толкование на паремии из книги Второзакония**.// [<10>]