[<10>] ====== Толкования на Втор. 10:21====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему. **Той хвала твоя и Той Бог твой, Иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои** **Той хвала твоя**. Народ Израильский, имеющий счастие знать единого истинного Бога, должен больше всего на свете ценить это счастье. Истинный Бог, чтимый сынами Израиля, поставил Себя в такое близкое отношение к ним, что никто больше их не имеет побуждений хвалить и славословить Его пред лицем Его и пред людьми неведущими Его, и что ничем больше они не должны хвалиться, как только верою в истинного Бога, и никакой другой славы себе не искать, кроме славы чтителей Его. – **И той Бог твой**. Он есть **Бог** всех народов, знающих и незнающих Его, как Творец и Владыка вселенной, но преимущественно Он есть **Бог твой**, Израиль, ибо **сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои**, – для тебя и на твоих глазах. Он совершил дела всемогущества в Египте и на пути из Египта, и ими прославил Себя не только пред тобою, но и пред окрестными народами, одним слухом о сих делах приведенными в страх и трепет ([[old:ish:15:14|Исх. 15:14]] и д.). Рассмотренная паримия положена на праздник в честь трех Вселенских Святителей для напоминания чтущим их, что чествование сих Святителей может быть правильным и богоугодным только в соединении с прославлением Господа, совершившего чрез них великая и славная для святой Своей Церкви, что как ни велики заслуги их для Церкви Вселенской, не надо забывать в них качество смиренных слуг Божиих, и чествуя их, помнить заповедь содержащуюся в паримии на праздник их: //Господа Бога твоего да убоишися и Тому единому послужиши//. Это, конечно, надобно помнить при чествовании всякого угодника Божия, но преимущественно при праздновании в честь трех святителей, которое установлено для того, чтобы прекратить споры о их достоинствах, о том, кто из них выше по достоинству. Споры эти показывали в споривших пристрастие к личности одного Святителя с уничижением пред ним других. Каждый из трех великих святителей имел горячих поклонников, и была опасность, что чествование любимого Святителя могло дойти до крайности, затмить в них мысль о поклонении и служении единому истинному Богу. – На каком основании та же паримия положена в службе во дни памяти Вселенских Соборов? Вероятно, на основании сходства побуждений, по которым учение об основных истинах веры с достаточною точностью и полнотою определено в паримии и в деяниях соборных. Сходство заключается в том, что как в ветхозаветной Церкви точным и полным учением о едином истинном Боге надлежало оградить избранный народ от языческих суеверий, так и в новозаветной Церкви по поводу еретических лжеучений, ниспровергавших или искажавших православное учение об истинах веры, нужно было раскрыть эти истины с такою ясностью и полнотою, чтобы всякий мог видеть противоположность истины заблуждению и утверждался в ней. Эта задача и была исполнена отцами Вселенских Соборов. – Почему рассмотренную паримию положено читать в неделю отец, предков Иисуса Христа по плоти, ближайшую к празднику Рождества Христова? Вероятно, потому, что в этой паримии с особенною силою выражена мысль о той чрезвычайной милости Божией к сынам Израиля, по которой они одни удостоились преимущества сделаться народом Божиим, или народом избранным. Можно думать, что творцы церковного устава, приурочивая паримию к помянутой службе, имели в виду связь этой мысли с мыслью о предках Иисуса Христа по плоти. Связь понятная: цель избрания из среды всех народов одного состояла в том, чтобы воспитать в этом народе то племя, из которого надлежало произойти обетованному Спасителю, Чаянию всех народов. //**Толкование на паремии из книги Второзакония**.// [<10>]