[<10>] ====== Толкования на Втор. 11:14 ====== ===== Флавий Патерий ===== **то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой** Что в этом месте мы будем понимать как дождь, как не слова святой проповеди? Понимаем это как сказанное о святых учителях, занимающихся проповедью в Иудее, ибо о них написано: //И повелю облакам не проливать на него дождя// [[old:is:05:06|(Ис 5:6)]]. Словом их святой проповеди мы орошаемся, когда с истинным смирением познаем сухость нашего сердца. Поэтому верно говорит Псалмопевец: //душа моя к Тебе, как жаждущая земля// [[old:ps:142:06|(Пс 142:6)]]. Впитывать это струящееся учение побуждает нас пророк, говоря: //Жаждущие, идите все к водам// [[old:is:55:01|(Ис 55:1)]]. И мы, на исходе мира воспринимая слова святой проповеди, как будто орошаемся поздним дождем. Конечно, это проповедь о том позднем дожде, из которого пришел к нам в таинстве Тот, Кто говорил устами псалмопевца: //Воздеяние рук моих как жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс 140:2)]]. Ведь Искупитель наш в конце мира испытал силу преследующих и Сам Себя предал в жертву вечернюю. Стало быть, народу, устремляющемуся в землю обетования, в качестве дара обещан дождь благовременный и поздний, что, как мы уже видели, совершилось духовно. Итак, дождь благовременный Он дал, когда сперва даровал избранным Своим знание Закона, а поздний дождь ниспослал, когда соделал так, что в последние дни было проповедано таинство Его воплощения. //**Изъяснение Ветхого и Нового Заветов**// ===== Лопухин А.П. ===== **то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты оберешь хлеб твой и вино твое и елей твой** Под именем //«дождя раннего»// разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем //«дождя позднего»// — весенний, способствующий наливанию зерна и плодов. [<10>]