[<10>] ====== Толкования на Втор. 12:15 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16, 20-25 **Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду... Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: "поем я мяса", потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей; но ешь их так, как едят серну и оленя; нечистый как и чистый могут есть сие; только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа** В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как при скинии, т. е. в жертву Господу [[old:lev:17:start|(Лев XVII)]]; по вступлении же в землю обетования израильтяне получали право, **когда только пожелает душа** их, — **закалать** (где угодно) и есть мясо чистых животных, данное им «по благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы: **«нечистый и чистый»** могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст. 15). «**Только крови не ешьте**, — замечает законодатель, — **на землю выливайте ее, как воду**, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права [[old:gen:09:03|(Быт IX:3)]] есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое дано было Богом при благословении мясной пищи [[(old:gen:09:04|(Быт IX:4–5)]]. Кровь, как условие жизненности телесного организма (в [[old:lev:17:14|14 ст. XVII гл. кн. Лев.]] читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее значение: «//душа тела в крови//, — говорить Господь, — //и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает//» [[old:lev:17:11|(Лев XVII:11)]]. Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца. По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных «врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор., вопр. 11). В IX гл. кн. Быт вслед за 5 ст. знаменательно стоит: //«кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию//» [[old:gen:09:06|(Быт IX:6)]]. [<10>]