[<10>] ====== Толкования на Втор. 13:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1 **Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо** Ст. 3 **Аще востанет в вас Пророк, или видяй соние: искушая искушает тя Господь, еже уведети, аще любите Его** Если искушает тебя или пророком, который изрекает слово, или и пророком, который рукою своею творит знамение, то не внимай убеждениям его служить богам иным. //**Толкование на книгу Второзаконие.**// ===== Прп. Викентий Леринский ==== Ст. 1-3 **Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей** О нем [о Монтане] и о его писаниях было сказано: **Если восстанет среди тебя пророк**, и далее: **Не слушай слов пророка сего**. Почему? Потому, - говорит, - что испытывает Господь ваш, любите вы Его или нет. На основании этих и множества других примеров из истории Церкви мы должны замечать и, следуя законам Второзакония, яснее света понимать, что если когда какой церковный учитель уклонится от веры, то Божественное Промышление попускает это для того, чтобы испытать нас, любим мы Бога всей душой и всем сердцем нашим или нет. А если так, то тот истинный и природный православный, кто любит истину Божию, Церковь, Тело Христово, кто ничего не ставит выше божественного благочестия и кафолической веры: ни весомость мнения какого-либо человека, ни привязанность, ни дарование, ни красноречие, ни философию. //**Наставления**//. ===== Блаж. Августин ==== Ст. 1-3 **Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей** Что Бог знает, говорят также и тогда, когда Он делает знающим, как написано: **Искушает Вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Его**. Ибо сказано так не потому, что Бог не знает, но для того, чтобы они сами узнали, насколько усовершенствовались в любви к Богу. А это не познается людьми в полной мере иначе как через случающиеся искушения; и само слово искушает употреблено в том смысле, что «позволяет быть искушаемыми». Так и когда говорится, что Бог «не знает», это говорится или в том смысле, что Он не одобряет, то есть не признает этого в Своем наставлении и учении, как сказано: //Не знаю вас// [[new:mf:25:12|(Мф 25:12)]]; или же когда ради пользы Он делает людей не знающими то, что им знать не полезно. Поэтому относительно утверждения, что о дне том знает только один Отец , будет верно думать, что сказано это так, поскольку Он дает знать Сыну. А когда говорится, что Сын не знает, это означает, что Он не дает знать людям, то есть не открывает им того, что не полезно им знать. **//О различных вопросах//**. ---- Слова о том, что Бог никого не искушает, следует понимать так, что Бог никого не искушает всеми видами искушений, но искушает только неким особым видом искушения: чтобы не оказалось ложным написанное: **Искушает вас Господь, Бог ваш** чтобы мы не отказались от того, что Христос - Бог, и не говорили, что ложно Евангелие, в котором мы читаем, что Он спрашивал ученика, искушая его, но Сам знал, что собирался делать. Ибо есть искушение, рождающее грех, и таким искушением Бог никого не искушает, и есть искушение, проверяющее веру. Именно этим искушением и искушает Бог. //**Проповеди**//. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь** (евр. 2–5). Дар чудотворения не есть еще несомненный признак божественного посланничества чудотворца. Чудеса творили и египетские волхвы [[old:ish:07:11|(Исх VII:11)]] и сл., великие знамения и чудеса будет творить и последний враг рода человеческого, антихрист [[new:mf:24:24|(XXIV:24;]] [[new:2sol:02:09|2 Сол II:9)]]. «Научимся через это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию» (блаж. Феодорит, на Втор., вопр. 12). Первым отличительным признаком божественного посланничества чудотворца и проповедника служит предмет и тон его проповеди. Если человек проповедует отступление от исповедуемого Бога, — он не посланник Божий [[new:gal:01:08|(Гал I:8)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]