[<10>] ====== Толкования на Втор. 32:35 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них** Поскольку в Ветхом Писании Он сказал: **У Меня отмщение и воздаяние**, то в Евангелии Он говорит, что нужно молиться за обидящих, чтобы не отомстил им Тот, Кто обещал отмщение, ибо Он хочет снять с твоей воли то, что по Его обетованию находится [в Его ведении]. И если ты ищешь отмщения, ты имеешь его, потому что нечестивец более наказан собственным нечестием, чем суровостью суда. //**Послания**//. ===== Свщмч. Ипполит Римский ===== **У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них** Подобным образом и Моисей, предвидя, что народ хочет отгнать и отвергнуть истинного Спасителя миру и предаться заблуждению, избравши земного царя и отвергши небесного, говорит: //«не сия вся собрашася у мене, и запечатлешася в сокровищах моих?// **В день отмщения воздам, во время, егда соблазнится нога их»**. Таким образом во всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы. Они в то время, воспользовавшись случаем, будут просить себе отмщения у человека смертного (антихриста), восстав на рабов Божиих. А он, надмившись против сих, начнет посылать указы на святых, чтобы всюду умерщвлять всех тех, кои не захотят его почитать и поклоняться ему, как Богу. //**Слово о Христе и антихристе.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них** О том страшном дне и часе предрекали святые пророки и апостолы; от одних концов вселенной до других концов, в церквах и на всяком месте вопиет и всем свидетельствует и всех умоляет Божественное Писание, говоря: //«Смотрите, братья, внимайте, трезвитесь, молитесь, милосердствуйте, будьте готовы, «яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет»// [[new:mf:25:13|(Мф. 25:13)]]». Итак, все богоносные мужи, как сказал я, со скорбью и слезами взывают, предназнаменуя нужду того дня... Пророк вопиет от лица Господня, говоря: **«В день отмщения воздам... и несть иже измет от руку Моею»**. //**Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.**// ===== Прп. Марк Подвижник ===== **У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них** Чтобы обижающих (нас) не предавать суду, есть заповедь Божия. Каким же образом исполняющие ее поступают противозаконно, когда Бог сказал чрез пророка: **«Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь»** [[old:vtor:32:35|(Втор. 32:35)]]; и Христос в Евангелии: //«не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждены будете: отпущайте, и отпустят вам»// [[new:lk:06:37|(Лк. 6:37)]], и апостол говорит: //«прежде времене ничтоже судите»// [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5)]]; и еще: //«не себе отмщающее»//; и в ином месте: //«ты кто еси судяй чуждему рабу»// [[new:rim:12:19|(Рим. 12:19;]] [[new:rim:14:04|Рим. 14:4)]]? Кто же после всего этого установил более праведные законы? Кто, считая себя безгрешным, хочет прежде времени судить обижающих, а старающихся исполнить закон Божий обвиняет в законопреступлении и незлобие называет злобою?» Вопрос: Услышав это, схоластик сказал: «Согрешают ли же правители, когда наказывают обижающих и представляют обижаемым должное по справедливости?» Ответ: Старец отвечал: «Не судьи согрешают, а те, которые предают им обидевших, не предоставляя их Богу: и, во–первых, согрешают потому, что все постигающее их попускается за их же собственные злые Дела и влечет их к покаянию, а не к отмщению другим; во–вторых, потому, что если они и несправедливо пострадали случившееся злоключение, то все–таки должны были простить обидевшему их, слыша слова Господни: //«отпущайте, и отпустят вам»//, — а не мстить чрез людей, оставляя таким образом и свои злые дела без прощения. //«Князи бо//, — по слову Апостола, //не суть боязнь добрым делом, но злым// [[new:rim:13:03|(Рим. 13:3)]]. Ибо они не принуждают благочестивых людей обвинять обижающих их, не укоряют незлопамятных, почему они, будучи обижаемы, не прибегают к судам, но (только) удовлетворяют желающих отмщения; тех же, которые переносят (обиды) Бога ради, почитают и восхваляют как наиболее разумных. Как судьи не привлекают не желающих (судиться), так и, отмщая за обиженных, не согрешают. Итак, следует тебе, о премудрейший, после внешних законов и знаний научиться и духовному закону, воспринять труды о благочестии и все постигающее тебя скорбное переносить как свое собственное. Ибо без сего никто не может сделаться истинно премудрым». //**Нравственно-подвижнические слова. Слово шестое.**// [<10>]