[<10>] ====== Толкования на Зах. 1:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 13-15 **И отвеща Господь Вседержитель Аггелу глаголющему во мне глаголы добры и словеса утешна. И рече ко мне Аггел глаголяй во мне: возопий, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением велиим и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая** Непреложная истина, что //«щедр и милостив Господь»//, как говорит Псалмопевец [[old:ps:102:08|(Пс.102:8)]], и самые события действительной жизни вопиют, что это именно так, а не иначе. Обрати внимание на то, что Он тотчас принимает молитвы за пострадавших и сокрушенных скорбью на чужбине и, избавляя их от ига рабства, как бы предупреждает прошение ходатайствующего за них и тотчас отвечает глаголами добрыми и словесами утешными. Утешительными называет их потому, что они могли оживить и ободрить дух угнетенных. Во все время плена их не сказавший им может быть и глагола доброго и не удостоивший их ничего, что обыкновенно ободряет, (теперь) начинает говорить с ними милостиво и полагает начало кроткого обращения с ними. И вот вследствие необычайной радости божественный Ангел повелел пророку воскликнуть и довести до сведения всех слова Бога. **«Ревновах**, говорит, **ко Иерусалиму рвением великим»**, направляя это рвение не против него, как прежде, за то, что он предан был противоестественному идолослужению, – но за него, против его опустошителей, на которых, говорит, прогневался Он не обыкновенным и умеренным гневом, но неукротимою и неудержимою яростью; ибо, говорит, Я вразумлял Моих и не хотел, чтоб они пострадали сверх меры, они же по своему усмотрению обращались с ними с страшною и необузданною жестокостью, употребляя всякого рода жестокости и обесчеловечие. Это, думаю, и означают слова: **«аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая»**. Бог всяческих наказывает согрешивших по любви к ним и, подвергая нас умеренным наказаниям, побуждает нас к исправлению, а те, которые призваны к исполнению этого, иногда набрасываются на наказываемых подобно зверям. Но Бог гневается на них гневом великим: ибо Он хотел исправить их наказанием, как отец, а они с неудержимою стремительностью накинулись на страждущих. Когда церковь терпела такие страдания, то гонители ее не знали, что они отдадут ответ за свою жестокость против нее и подвергнутся тяжким наказаниям от Бога, всем управляющего. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные** См. Толкование на [[old:zah:01:08#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 1:8]] [<10>]