[<10>] ====== Толкования на Зах. 2:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И се, ангел глаголяй во мне стояше, и ин ангел исхождаше во сретение ему ** См. Толкование на [[old:zah:02:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Зах. 2:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3–5 **И вот Ангел, говоривший во мне выходил и другой ангел выходил на встречу ему и говорил ему: Бежи [и] скажи этому отроку: Без стены будет населяться Иерусалим по причине множества людей и скота в средине его. И Я, говорит Господь, буду ему стеною огненною вокруг [него] и буду в славе посреди его** Под Ангелом, говорившим в пророке и стоявшим, или, – как читается в Еврейском – выходившим, ибо это значит слово יעא, евреи разумеют Михаила; а под другим ангелом, выходившим и шедшим на встречу ему, разумеют Гавриила, который говорит Михаилу, чтобы он передал пророку, сколь большое изобилие всего и множество людей и скота, и какую крепость стен будет иметь Иерусалим, в настоящее время являющийся разрушенным. А мы соответственно духовному смыслу будем толковать все это в отношении к Церкви, которая без стены, или, – как перевели Семьдесят, – κατάκαρπος, т. е. наполнится множеством всяких плодов и будет иметь множество людей и скота. А Господь будет огнем вокруг нее и будет в славе среди нее. Это тот город, о котором мы в другом месте читаем: //Преславное сказано о тебе, град Божий// [[old:ps:086:03|(Пс. 86:3)]] и снова: //Велик Господь и премного восхваляем во граде Бога нашего, в горе святой Его// [[old:ps:047:02|(Пс. 47:2)]]. Кто обитает в сем [граде], может сказать: //Я же как маслина плодоносная в доме Божием// [[old:ps:051:10|(Пс. 51:10)]], //Господь управляет мною и ни в чем не будет// [у меня]// недостатка; на месте пастбища, там Он поместил меня; на водах успокоения воспитал меня// [[old:ps:022:01|(Пс. 22:1]]–[[old:ps:022:02|2)]]. И будет населен Иерусалим от множества людей и скота без стены, или богат изобилием всех плодов. Некоторые под людьми и скотами понимают два народа, – Иудеев и Язычников, потому что те, которые ходили под Законом и обратились к вере во Христа, названы людьми; а мы, вследствие идолослужения бывшие как бы в отдалении от Закона и в разъединении с пророками, и усвоившие [только] страдания Его, должны называться скотами. Другие же под людьми хотят разуметь мужей разума и наставленных в познании Писаний, а под скотами некоторых верующих в простоте, и в отношении к ним понимают сказанное: //Господи, Ты спасешь человеков и скотов// [[old:ps:035:07|(Пс. 35:7)]]. Эти скоты и эти одушевлённые [твари] слышат голос Доброго Пастыря, узнают Его и следуют за Ним: Он сам есть и Пастырь, ибо управляет нами, и дверь, ибо чрез Него мы вступаем в Церковь и [приходим] к Отцу [[new:in:10:start|(Ин. 10:3–11)]], и огненная стена вокруг [неё], чтобы верующие и обитающие в средине её, которые прежде освободились от охлаждения в себе любви, согрелись и могли пламенеть духом. А волков и самых свирепых животных, – (о которых написано: //Не предай зверям душу, полагающуюся на Тебя// [[old:ps:073:19|(Пс. 73:19)]] и плоды которых суть сено, дрова, солома [[new:1kor:03:12|(1Кор. 3:12)]] и которые приносят только колючки и шипы), – истребить огнем Своим. И Тот, Кто для врагов – пожирающий огонь, для верующих есть слава среди них. А что Господь есть стена Иерусалима, об этом мы читаем и в другом месте: //Горы вокруг его, и Господь вокруг народа своего// [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2)]]. Иудеи думают, что все это чувственным образом исполнится при Помазаннике (ἠλειμμένῳ), Которого они тщетно ожидают для себя; [тогда] Иерусалим будет иметь столь великое благосостояние, что вследствие множества людей и животных не будет иметь стен; а стеной его будет защита самого Господа, и он будет наслаждаться славою пребывания Его посреди себя. **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]