[<10>] ====== Толкования на Зах. 3:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 3-5 **И Иисус бе оболчен в ризы гнусны и стояше пред лицем Аггела Господня. И отвеща, и рече к стоящим пред лицем его, глаголя: отъимите ризы гнусныя от него. И рече к нему: се отъях беззакония твоя, и облецыте его в подир, и возложите кидар чист на главу его** Если первосвященник уже признан за представителя целого народа; то надлежит, как я думаю, сказать и то, что гнусные одежды были очевидным символом нечистоты народа; ибо как бы одетые в свои собственные грехи и, нося на себе с трудом очищаемую скверну нечестия, они проживали в плену, терпя бедствия и подвергаясь наказанию за свои нечестивые преступления. Когда же Бог сжалился над ними: то постановил избавить их от греха и освободить от нечистот и как бы облачить их в оправдывающую благодать. Обещает им и конец бедствия и разрешение их грехов; ибо где отпущение греха, там необходимо следует освобождение и от наказания за него. Посему стоящим пред лицом Бога и служащим Ему, блаженный Ангел повелевает снять с него одежду гнусную и говорит: **«се отъях беззакония твоя»**. Потом сказал, что должно облачить его в подир и возложить на голову его кидар чистый, дабы чрез это законным образом слава священства всегда находилась в соответствии с состоянием народа: ибо славою для священников служит чистота подчиненных им и в числе достохвальных преимуществ для имеющих славу священства считается то, когда народ известен добрым поведением, непорочно ходит в исполнении воли Божией и покорно подчиняется Его постановлениям, к чему и имеет в Боге милостивого и любящего отца. Напротив, позором и бесчестием для них служит небрежность им подчиненных и безрассудное их стремление ко греху; ибо как в то время, когда народ предается грехам, одежды священника бывают как бы грязными; так когда он (народ) приобретает привычку к доброй жизни, и служение священника становится чистым и светлым и приобретает великое дерзновение пред Богом. Посему и божественный Павел, проповедовавший Евангелие Христово язычникам, видя их значительные успехи в добродетели и их твердую веру в него, пишет, говоря: удостоверяю похвалою нашею, братие, которую имеем в Господе Иисусе [[new:1kor:15:31|(1Кор.15:31)]] и опять: //«радость и венец мой вы есте»// [[new:fil:04:01|(Флп.4:1)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом** Некогда Иисус, сын Иоседеков, преобразовательно, лучше же сказать, пророчественно явился носящим на себе **«ризы гнусны»** [[old:zah:03:03|(Зах. 3:3)]]. Но гнусные ризы были с него совлечены, и облечен он в ризы чистые. Сделано же сие, чтобы мы познали и уразумели, //«яко же облекохомся в образ перстного, облечемся и во образ небеснаго»// [[new:1kor:15:49|(1 Кор. 15:49)]]; потому что Христос добродетелями Своими весьма препобеждает скверны человеческие. Потому должно молиться о том, чтобы спастись и избавиться нам от долговременного предубеждения и не умереть в оскверненном и предосудительном состоянии. **//Письма на разные темы. Сенатору Феопомпу.//** ---- Упоминаемые в Писании **«ризы гнусны»** [[old:zah:03:03|(Зах. 3:3)]] -это лукавые помыслы, гнилые слова и беззаконные поступки. Посему в книге псалмов сказано об Иуде: //«облечеся в клятву, яко в ризу»//[[old:ps:108:18| (Пс. 108:18)]], и: //«облекутся в студ и срам ищущих злая мне»// [[old:ps:070:13|(Пс. 70:13)]]. Но ничто не может так постыдить и ничто не подвергает человека такому проклятью, как грех. **//Письма на разные темы. Монаху Иларию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом** См. Толкование на [[old:zah:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные** Правосудие Божие удовлетворено; теперь настало время милости и прощения, в знак чего, по повелению Ангелом Иеговы, подчиненные ему Ангелы снимают с первосвященника запятнанные одежды, в которых он стоял пред Ангелом Иеговы, своим судьей; а ему самому объясняется, что это снятие обозначает прощение греха. Вслед за тем, по повелению Ангела Господня, первосвященник облечен в одежды //торжественные// (Венск. : //чистые//). Так как первосвященник, в данном случае, является в качестве представителя всего народа, то и оправдание его служит символом оправдания всего народа. [<10>]