[<10>] ====== Толкования на Зах. 3:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **Послушай убо Иисусе иерею великий, ты же и искреннии твои и сидящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрители суть: зане се аз ввожду раба моего, Восток имя Ему: зане камень, его же дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть** Чрез только что сказанное нами было возвещено Иисусу, или лучше, – и это будет правильнее, – законом установленному священству, что оно будет судить в дому своем и начальствовать над народом и заканчивать образы подзаконного богослужения. Обрати внимание на домостроительство и великое искусство божественного промышления. В непродолжительном времени должно было служение по закону преобразоваться в служение истинное и грубость образов – перемениться в достойную любви и духовную жизнь; убившие Господа земледелатели должны были быть изгнаны из виноградника и поле должно было быть отдано другим, очевидно, Святым Апостолам и евангелистам, которые сделают его плодоносным и цветущим, обратив на него самое заботливое внимание; //«Царь праведный воцарится и князи с судом владети начнут»// по слову Пророка [[old:is:32:01|(Ис.32:1)]]; восстанет иной иерей не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову, //«святым служитель и скинии истинней, юже водрузи Господь, а не человек»// [[new:evr:08:02|(Евр.8:2)]]; ибо Господь наш Иисус Христос вошел во Святая святых //«не кровию козлею, ниже телчею, но своею кровию, вечное искупление обретый»// [[new:evr:09:12|(Евр.9:12)]] и //«единем приношением совершил есть во веки в совести освящаемых»// [[new:evr:10:14|(Евр.10:14]]; ср. [[new:evr:09:14|Евр.9:14)]]. Посему чтобы Бог, давая обетование законному священству, что оно всегда и постоянно будет надзирать и судить в дому своем, не показался говорящим ложь и суетные слова, Он необходимо должен был предвозвестить тайну Христову, давая знать, что прекратятся законные учреждения и что Он будет судить в дому Своем чрез Свое порождение, то есть, чрез Сына. Посему Он как бы удостоверяет самого Иисуса и близких к нему и сидящих пред лицем его, разумеем левитов и священников; ибо сословие Левитов стояло пред первосвященником, чтоб служить ему: старейшие же из них – иереи, как высшие и священнейшие тех по закону, даже удостоены были чести принадлежать к синедриону: **дивозрителями** же их называет за то, что они всегда стремились видеть знамения и пристрастны были к чудесам; таков был всегда по природе народ иудейский. Так, когда Христос, сделавши как бы бич от вервий, изгнал всех из храма, говоря: //«возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего дому купленаго»//; тогда приступили к Нему говоря: //«кое знамение являеши нам, яко сия твориши?»// [[new:in:02:16|(Ин.2:16, 18)]] и кто даде тебе власть сию? Мы знаем, что и другие приступали к Нему и говорили: //«Учителю, хощем от тебе знамение видети»// [[new:mf:12:38|(Мф.12:38)]]. Итак, говорит, поелику они – мужи дивозрители: то пусть они узнают вместе с тобою будущее и всемогущего совершителя знамений, каких они всегда просят. Итак кто же Он? **«Се аз ввожу раба Моею, восток имя ему»**. Как Бог по естеству и от Бога Отца явился Единородный и как такой Он свободен: но //«смирил Себе»//, по Писанию, снизойдя до того, чем не был, и получил название раба, ради человеческого естества, хотя как Бог Он есть Господь всяческих. Но Он был и Восток, то есть солнце правды; Оно взошло и воссияло нам живущим как бы во тьме и погруженных вследствие мирских удовольствий как бы в ночной мрак и сон, и имеющих помраченное око духовное Оно пробудило к бодрствованию и осияло нас своею благодатью. Посему и премудрый Павел пишет нам, указывая нам на то же самое: //«нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся в дела света. Яко во дни, благообразно да ходим»// [[new:rim:13:12|(Рим.13:12–13)]]: и опять: //«востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос»// [[new:ef:05:14|(Еф.5:14)]]. Итак, предвозвещает славные дела Спасителя нашего, совершенные Им во время пришествия на землю. Рабом же Его называет потому, что Он пришел в образе раба, – востоком же потому, что Он есть свет истинный, и день и блестящая денница, восходящая в душах и просвещающая сердца. Сверх того, называет Его и камнем и говорит, что он дан был пред лицом Иисуса, и утверждает, что Он имеет семь очей; ибо законному священству, образом которого мы считаем Иисуса, надлежало постоянно иметь как бы пред лицом и пред глазами //«камень избран, краеуголен, честен положенный в основание Сиону»// [[old:is:28:16|(Ис.28:16)]], множеством очей надзирающий за всем, ибо число семь всегда служит знаком совершенства; поэтому говорится, что //«неплоды роди седмь»// [[old:1ts:02:05|(1Цар.2:5)]] А что божественное и неизреченное естество Сына тысячами очей надзирает за всем и смотрит за нами, – в этом кто может усомниться? //«Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным, и несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима его»//, по написанному [[new:evr:04:12|(Евр.4:12–13)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Послушай Иисусе и искреннии твои, мужи дивозрители, седящии пред лицем твоим: се Аз ввожду раба Моего Востока**, то есть Зоровавеля, который будет подобен восходящему солнцу, потому что озарю его блеском побед. В таинственном же смысле относится сие к Иисусу истинному Спасителю, Который здесь называется и рабом, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше подобие, для нашего спасения восприяв на Себя по воле Своей зрак раба; Востоком же называет Его Пророк, потому что Он есть //сияние// славы Отца и //образ Ипостаси Его// ([[new:evr:01:03|Евр. 1:3]]). Мужи дивозрители, бывшие с Иисусом первосвященником, сыном Иоседековым, таинственно представляют нам святых Апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: **се Аз ввожду раба Моего Востока**. А по словам других мужами дивозрителями именуются здесь Пророки. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8–10 **Слушай, Иисус, священник великий, ты и друзья твои, живущие пред лицем твоим, ибо они – мужи предсказывающие. Вот Я приведу раба Моего Восток, ибо вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса; на одном камне суть семь очей. Вот я вырежу изображения его, говорит Господь воинств, и уничтожу неправду земли оной в один день. В день тот, говорит Господь воинств, призовет муж друга своего под виноград и под смоковницу** Иудеи сильно настаивают, на том, что наши [толкователи] соответственно связи и последовательности речи в этом месте должны понимать под священником Иисусом скорее Иисуса сына Иоседекова, чем Господа Спасителя. В самом деле, если речь обращена ко Господу, и [если] ко Христу говорится: Слушай, Иисус, священник великий; то кто же есть тот, о котором говорится: **Вот Я приведу раба Моего Восток, который называется еще другим именем камень, и который дан перед лицом Иисуса, и на нем семь очей?** Наоборот, наши настоятельно утверждают, что в именах: Иисус, священник великий, Восток и камень нужно видеть наименования Христа в различных отношениях. Но весьма трудно уяснить, каким образом о Нем самом говорится Ему же, как о [ком-то] другом. Таким образом те, которые хотят видеть [в этом месте] Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, под его друзьями, которые обитают или сидят перед лицом его и которые предсказывают, разумеют учеников его и пророков. Ведь пророки поставлены в предзнаменование будущего. Итак, какое значение имеет то, что Иисус и друзья его побуждаются услышать, [т. е. слова:] Приведу раба Моего Восток и проч.? Раньше Бог обещал Иисусу, сыну Иоседекову, священнику великому, что если он будет ходить по путям Его, и сохранит заповеди Его, то будет судить над домом его и охранять жилище Его, и Он даст ему служителей – по достоинству равных ангелам, а ныне говорит ему о полном счастье и совершенном блаженстве, которое имеет наступить тогда, когда придет Восток, о котором написано: //Вот муж, Восток имя Ему// [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]], и у Малахии: //Взойдет среди //[или без: среди]// вас //[или: вам]//, боящихся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылах Его// [[old:mal:04:02|(Мал. 4:2)]] и в книге Числ: //Возстанет звезда от Иакова и человек от Израиля// [[old:chis:24:17|(Числ. 24:17)]]. В Евангелии также мы весьма ясно читаем о Христе: //В которых посетил нас Восток с высоты: чтобы просветить тех, которые сидят во тьме и тени смертной, чтобы направить стопы наши на путь мира// [[new:lk:01:78|(Лк. 1:78]]–[[new:lk:01:79|79)]]. Сей Восток называется также и //камнем краеугольным// [[new:ef:02:20|(Еф. 2:20)]], ибо соединяет два народа и связывает две отдельных ограды в одно жилище. Он для неверующих есть камень соблазна, о котором говорится в Псалмах: //Камень, который отвергли строители, сей [камень] был во главу угла. От Господа было сие// [[old:ps:117:22|(Пс. 117:22]]–[[old:ps:117:23|23)]]. На этом камне есть семь очей, о которых говорит Исаия: //Произойдет отрасль от корня Иессеева и цвет произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Божия исполнит Его// [[old:is:11:start|(Ис. 11:1–3)]]. Те, которые под священником великим и друзьями его хотят разуметь Господа Спасителя, под мужами, созерцающими чудеса, и предсказателями видят апостолов [или: учеников], которые созерцали Его таинственные знамения и из настоящего познавали будущее; в то же время в слепорожденном исцеление глаз [[new:in:09:start|(Ин. 9)]] они относят к язычникам, а в кровоточивой женщине [[new:mf:09:start|(Мф. 9:20–22)]] усматривают Церковь, освобожденную от кровавых деяний. Следующие затем слова: Посему вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса, любители истории понимают о Христе, и говорят, что после Иисуса, сына Иоседекова имеет придти Христос. Ибо быть пред Иисусом, т. е. перед лицом Его и перед очами его [и значит] возвестить будущее; а называется Он камнем за силу и крепость, которою сокрушит все царства; об этом камне, как оторвавшемся от горы без содействия рук, мы читаем и у Даниила [[old:dan:02:34|(Дан. 2:34)]]. **Вот я вырежу изображения его, говорит Господь воинств, и уничтожу неправду земли оной в один день. В день тот, говорит Господь воинств, призовет муж друга своего под виноград и под смоковницу** Выше он сказал: Вот камень, который Я дал пред лицем Иисуса; на одном камне суть семь очей. Соответственно этому и теперь продолжает сохранять сравнение [μεταφοράν], имея в виду камень, и говорит: Вырежу изображения его, или: Изображу начертание его; ибо находящееся в еврейском тексте: maphate phethee (מפתה פתחה) Акила перевел словами: διαγλύψω ἄνοιγμα αὐτῆς, т. е. вырежу крышку его; Симмах и Феодотион: Начертаю изображения его. Смысл такой: Я сделаю, что этот Камень будет ранен гвоздями на кресте и копьем воина и в страдании Его уничтожу неправду земли в один день, о котором написано: //Сей есть день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный// [[old:ps:117:04|(Пс. 117:24)]]. В тот день страдания Христова муж, совершенный во Христе и с Апостолами достигший высшей степени благоволения Госнодня, призовет ближняго своего, т. е. верующих из Иудеев, или же народы языческие под тень виноградника, называемаго Сорек, – о Котором и в Евангелии говорит: //Я есмь лоза// [[new:in:15:01|(Ин. 15:1)]], и плод которого веселит сердце человека, – и под смоковницу, [т. е.] сладчайшие плоды Духа святого, чтобы призываемые почили в тишине и, победив прелесть мира и [прекратив] кровавые битвы, познали, что они находятся под властию Царя, имя Которого, – мир, – таинственно указано в лице Соломона. Об этом же самом успокоении под виноградником и смоковницей говорит и пророк Михей в словах: //В день тот каждый призовет ближнего своего и брата своего под виноградную лозу и под смоковницу, и не будет устрашающего// [[old:mih:04:04|(Mих. 4:4)]]. А в словах пророка по толкованию Семидесяти: Вот Я ископаю ров под рвом или рытвиною мы можем порнимать углубления резца художника, ибо все, что вырезывается, также и вырывается. Однако, если кто-либо не захотел бы довольствоваться пониманием этого в отношении к камню, а [хотел бы думать], что здесь заключается особое значение и смысл, [таковому] мы скажем, что Бог всемогущий в день страдания Сына Своего или, – как думают Иудеи, – в последний день мира откроет и выставит на средину дела каждаго человека и коснется в день суда всей земли: ведь это и есть единый день, и в этот день каждый из святых призовет друзей своих и сподвижников своих, – которые также святы, – к успокоению и к наслаждению добродетелями своими. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день** //Обетования, сопровождающие видение четвертое// В заключение дается обетование, относящееся к предмету чаяний всего Израиля. Иисусу и его собратьям священникам предрекается о явлении раба Божия, имя которому Отрасль. Этим именем обозначается, конечно, Мессия. Но исследователи отрицательного направления пытаются доказать, что в [[old:zah:03:08|III:8]] назван Отраслью Зоровавель (и только он); Зеллин, напр., рассуждает: по [[old:zah:04:09|IV:9]] основателем и строителем храма представляется Зоровавель, а по [[old:zah:06:13|VI:13]] - Отрасль: отсюда тождество Зоровавеля и Отрасли не может подлежать сомнению (And. II:7:7). Это толкование, при котором оставляется без внимания контекст речи, признать основательным нельзя. Как, напр., согласить с ним выражение следующего стиха: //изглажу грех земли сей в один день?// Ясно, что изглажение греха земли стоит в непосредственной связи с начертаниями на том камне, который в предыдущем стихе назван Отраслью, с начертаниями, выражающими как достоинство, так и миссию Отрасли. Это выражение совершенно неприменимо к Зоровавелю, но только к Мессии, которого он был прообразом и предком по плоти. Вот чуждое односторонности толкование отношения Зоровавеля ко Христу, в изъяснении [[old:zah:04:09|Зах IV:9]] у св. Кирилла: "если Бог говорит о Зоровавеле, что //руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его,// то, рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе; ибо Он сделался нашим основанием и все мы духовно построены для Него в храм святый" (с. 7:8). Совмещение в одном лице царской власти и священнического достоинства, о чем говорится в [[old:zah:06:13|VI:13]], тоже нельзя относить к Зоровавелю: царем и священником опять был только Мессия. (//Reinke//, ss. 7:1 и 84). [<10>]