[<10>] ====== Толкования на Зах. 3:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Се аз изрою ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един** Показал, что Господь наш Иисус Христос есть истинно и свет и восток, и что Он сущим во тьме и сени смертней, то есть заблудившимся воссиял наподобие востока. Но необходимо было предвозвестить и о цели домостроительства, то есть о смерти за всех нас, которую Он претерпел добровольно, предал Свое тело распятию на кресте, почему и народ иудейский стал во враждебное отношение к нему и лишен был общения с Ним: потому они, жалкие, не разумели этого и справедливо лишены были упования и злые зле погибли, подверглись страшным и неотвратимым бедствиям. Итак, крест Спасителя уподобляют рву; ибо пролив кровь Господа и дерзнув предать распятию Начальника жизни, они как бы упали в ров. Но если бы в этих словах заключалась и та мысль, что Сам Отец ископал ров: то и тогда пусть никто не соблазняется этим; но пусть подумает о том, как преисполнено глубоким смыслом слово домостроительства. Это почти то же, что премудро и истинно сказано Христом: //«на суд аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут»// [[new:in:09:39|(Ин.9:39)]]. Хотя не подлежит никакому сомнению, что Он пришел не ради той цели, чтоб некоторые сделались слепыми: но негодность не разумеющих цели домостроительства как бы набросило некую тень на образ превосходного домостроительства: ибо они не хотели видеть, хотя им светил божественный свет. Так надобно понимать и здесь. Отец послал Сына, чтобы спасти мир чрез Него; но вследствие безумия не разумеющих Посланный сделался рвом и сетью для распинателей, и таким образом может быть допущена мысль, что Пославший ископал ров. Итак, говорит, **«изрыю ров и осяжу всю обиду земли оныя в день един»**. Говорит: **«осяжу»** вместо: тщательно изыщу и исследую: ибо они убили святых пророков и по временам посылаемых служителей: ибо одних они подвергли бесчестию, других побили камнями, иных же убили. Но Бог все еще был долготерпелив: ибо пострадавшие были служители и такие же рабы, как и убившие их. Но когда они дошли до такой необузданности и до такого нечестия, что жестоко вознеистовствовали против самого Сына и впали чрез крест в ров; и этого-то греха их Он не оставил неисследованным; ибо Он разыскал и подверг наказанию нечествовавших, определяя погибель всей земли иудейской в день един, в который приведшие Его к Пилату говорили: //«кровь его на нас и на чадех наших»// [[new:mf:27:25|(Мф.27:25)]]; ибо если и не тотчас постигли их последствия гнева божественного, если не без промедления они подверглись наказанию, то все же над ними произнесен был Богом праведный приговор, погибель, как я сказал, излившаяся на землю иудейскую. И когда Христос веден был на распятие и за ним следовали женщины, плакавшие и рыдавшие: тогда Он, обратившись к ним, сказал: //«дщери Иерусалимския, не плачитеся о мне, обаче себе плачите и чад ваших»// [[new:lk:23:28|(Лк.23:28)]]; ибо они преданы были на погибель и избиение и с ними случилось сказанное устами Исаии: //«земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращенна от людей чуждих»// [[old:is:01:07|(Ис.1:7)]]. См. также Толкование на [[old:zah:03:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Зах. 3:8]] **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-10 **Зане камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть**. Камнем называет Пророк царское достоинство; камень дан пред лицом Иисусовым в таком же смысле, в каком царское достоинство дано пред лицом Самуиловым. **На камени едином седмь очес суть**. Это семь дивных мужей, стоявших на стражбе царства, которые, как очи самого владыки царства, смотрят во все концы его владений. В смысле таинственном семь очей на одном камне изображают Церковь, которой открыты семь духовных созерцаний. **Се аз отверзу дверь его** (то есть Иерусалима) **во век**, то есть будет он наслаждаться миром и безмятежием. В высшем смысле отверсты двери Церкви, как сказал Пророк Исаия: //отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе// спасенных Господом ([[old:is:60:11|Ис. 60:11]]). **Се аз отверзу дверь, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу**, и возьму **неправду земли оныя в день тот созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу**; т.е. опустошу землю, и опять сделаю ее богатою и населенною, но соделаю это для Меня, то есть возвращу ее к служению и поклонению Мне. По другому переводу написано: **се аз изрыю ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу**. В смысле таинственном ископанием рва Пророк называет прободение святых ребр, в чем Господь осязал и увидел, то есть всем открыл и обнаружил, злобу и нечестие против Христа, таившиеся в проклятом и неистовом народе иудейском. Итак, ископанием рва в смысле таинственном Пророк именует прободение ребр Христовых, как и Псалмопевец Давид в своем псалме говорит: //ископаша//, т.е. пронзили, //руце Мои и нозе Мои// ([[old:ps:021:17|Пс. 21:17]]). Сим прободением святых ребр заглаждены грехи всего мира; оным обнаружено все нечестие Израиля в тот **един день**, в который Христос вознесен был на крест. В день сей изгнаны из виноградника прежние его делатели, и вошли делатели новые. На сие-то делание виноградника желая указать, Пророк упоминает о винограднике и смоковнице, и говорит: **созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу**. Сим означается, что всякий будет содействовать ко благу искреннего своего, теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит ближнего своего. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день** См. Толкование на [[old:zah:03:08#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 3:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день** См. Толкование на [[old:zah:03:08#lopuxin_ap|Зах. 3:8]] [<10>]