[<10>] ====== Толкования на Зах. 4:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой** См. Толкование на [[old:zah:04:02#svt_ioann_zlatoust|Зах. 4:2]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **И вопросих и рех ко Ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи? И отвеща Аггел глаголяй во мне, и рече ко мне глаголя: неразумееши ли, что суть сия? И рех: ни, Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Духе моем, глаголет Господь Вседержитель** Отсюда ты можешь видеть, что ум духовных Сил превосходнее и святее нашего ума и обладает несравненными преимуществами пред нашим. //«И обратися Ангел//, как говорит пророк, //и возбуди его, якоже егда востанет человек от сна своего»//: ибо если бы кто-нибудь захотел сравнить степень ума человеческого с умом, свойственным вышним Силам; то нашел бы, что он настолько слабее этого, насколько неясные сонные видения, очевидно, уступают уму бодрствующих людей. Итак, пророк был приведен в бодрственное состояние, но и в таком-состоянии он, тем не менее, оказался медлительным, говорю, в понимании того, что ему показываемо было. Поэтому весьма справедливо обращается с вопросами и просит вразумления у ангела, объясняющего ему. Но (ангел) как бы изумлен был непониманием его и переспрашивает его, действительно ли он не понимает видения. Когда же (пророк) откровенно признался в своем непонимании и не устыдился своей непонятливости: тогда, наконец, объясняет загадочность видения и как бы из ясного и наглядного образа толкует заключающуюся в нем прикровенно цель: **«сие**, говорит, **слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе моем, глаголет Господь Вседержитель»**. Он как бы так говорит, что все это созерцаемое в видении придет некогда в исполнение, совершаемое ни человеческою силою, ни крепостью телесною, но силою Духа Святого и по Божественному мановению. Хотя Единородный соделался подобным нам человеком; но Он не воевал плотским образом, чтоб поставить миру церковь наподобие некоего свещника. Не употребляя чувственного оружия, и без воинственных отрядов, Он привлек однако же к Себе два народа, или поставил на свещнике духовные светильники. Но силою Духа Святого поставил в церквах сначала апостолов, потом пророков и евангелистов и всякое другое собрание святых, исполнив их божественных дарований и в изобилии утучнив их излиянием Духа. Итак, сатана лишен добычи Христом **«не в силе велицей, ни в крепости»** плотской, но в силе Духа: а вместе с сатаною пали и полчища враждебных сил и призваны к богопознанию чрез веру и потомки Израиля и древле служившие твари вместо Творца. Явлены были в церквах и светильники, то есть святые, сияющие вместе со светильцем, говорю, Христом; ибо они были, как пишет премудрый Павел, //«якоже светила в мире, слово животно придержаще»// [[new:fil:02:15|(Флп.2:15–16)]]. А что Еммануил спас мир не человеческим могуществом, но собственными силами как Бог, об этом засвидетельствовал, говоря устами Осии; ибо у него читается так: //«сыны же Иудины помилую и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком, ни мечем, ни бранию, ни конми, ниже конниками»// [[old:os:01:07|(Ос.1:7)]]. Это слово вполне применялось к Зоровавелю, происходившему из колена Иудина и в то время занимавшему царский престол во Иерусалиме. А для того, чтобы, когда предвозвещаемы были ему столь славные и достойные удивления подвиги, он не думал, что ему нужно будет некогда вести войны и сражения, – Он необходимо удаляет его от таких суетных и человеческих мыслей, напротив повелевает ему держаться убеждения, что божественная сила и могущество не человеческое совершит это, но Христос. Мы упомянули, что и сам Зоровавель, как происходивший из колена Иудина и как царь предзнаменовал в себе Христа. А совместное его служение с Иисусом сыном Иоседековым могло указывать на то, что Еммануил есть вместе и царь и первосвященник. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вопросих и рех ко Ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи** См. Толкование на [[old:zah:04:02#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 4:2]] [<10>]