[<10>] ====== Толкования на Зах. 4:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане кто укорил во дни малы? и возрадуются, и увидят камень оловян в руце Зоровавеля. Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю** Видение не об имеющих скоро совершиться событиях, но о тех, которые будут приведены в исполнение во времена пришествия Спасителя всех нас Христа, которое было в последние времена настоящего века. Впрочем эти времена не слишком отдаленные от объясняемого нами пророчества или от построения храма, воздвигнутого рукою Зоровавеля. Итак, если бы кто-нибудь, говорит, признал ничтожным эти малые промежуточные и немногочисленные дни или ни во что поставил бы эту отсрочку, не заботясь об этом, то он непременно исполнится всякой радости. Он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. **Камнем** же **оловянным** назвал Христа. И если бы кто пожелал узнать причину этого, то я тотчас бы указал на то, что и другими признается и нами самими принимается за правду, а именно: олово, говорят, есть сплав из меди и свинца и вследствие этого оно не лишено совсем твердости, но не имеет недостатка и в мягкости. Так и Еммануила мы подобным же неким образом представляем состоящим из несокрушимого божества и из подверженного страданиям человечества. Надобно знать, что и камень адамант, говорят, легко разбивается свинцом, хотя он не испытывает этого от другого вещества. Итак, говорим, что Христос хотя и благ, но и всесилен, – хотя как Бог не имеет жестокости, но и сокрушает сатану, как некий адамант, о котором (сатане) написано: //«сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна»// [[old:iov:41:15|(Иов.41:15)]]. Кажется, и в иных случаях олово или свинец необходимо берется для очищения чрез огонь от другого вещества, особенно же это необходимо бывает для художников, выделывающих что-либо из серебра. Поэтому Бог негде опять устами Иеремии сказал то же самое прикровенно: //«оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша»// [[old:ier:06:29|(Иер.6:29)]]. Итак, олову или свинцу уподобляет Христа потому, что Он истребляет нечистоты, освобождает от всего бесполезного и очищает духовно. Посему если бы кто, говорит, оказался выше вторжения промежуточных времен и не обратил никакого внимания на разделяющие непродолжительные дни, то он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Но что же означает выражение: **в руке Зоровавеля**? Боговдохновенное Писание под **рукою** разумеет и силу и власть. Итак, в силе, или во власти Зоровавеля увидит камень оловянный, то есть Христа; ибо Зоровавель, как я сказал, происходивший из колена Иудина, царствовал над Израильтянами. И Христос воцарился над Израилем, не по чину нашему то есть получив царство ограниченное и определенное временем; но как истинный Бог Он имеет царство, продолжающееся в бесконечные веки. Об этом засвидетельствует блаженный Гавриил, говорящий о Нем святой Деве, что она //«родит Сына и наречет имя Ему Иисус»// и присовокупил: и //«даст Ему Господь Бог престол Давида отца его и воцарится в дому Израиля во веки и царствию его не будет конца»// [[new:lk:01:31|(Лк.1:31–33)]]. Итак, **в руке Зоровавеля**, то есть как бы в силе и власти Зоровавеля некогда будет видим камень оловянный. И тотчас слово пророческое к этому присовокупляет: **«седмь сил очеса Господня суть, призирающая на всю землю»**. Что же это такое? **Очами Господними** назвал или те семь светильников, которые пророк видел в лампаде, чтобы мы разумели под ними святых, чрез которых освещается вся земля и удостаивается божественного наблюдения; или же по моему мнению, это знаменует то, что Бог всяческих и Отец не оставит без своего попечения своих тварей; но как бы многими и неусыпными очами надзирая за всем, подаст живущим на земле камень из чистого олова, то есть Христа, чрез Которого и в отношении к нам совершилось посещение и призрение: ибо //«посетил есть нас восток свыше»//, по написанному [[new:lk:01:78|(Лк.1:78)]]. И если мы есмы //«тело Христово и уди отчасти»// [[new:1kor:12:27|(1Кор.12:27)]]; то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него. Почему Христос называется камнем из чистого олова, – это можно понимать и иным способом. Обладая объединяющими свойствами, олово соединяет в одно то, что разъединено. Нечто подобное совершил и Христос в отношении к нам, если истинно то, что Он два народа созидает //«во единаго новаго человека, творя мир и примиряя во едином теле обоих»// в единение чрез Духа [[new:ef:02:15|(Еф.2:15–16)]]. Поэтому и камень назван краеугольным, связывающим воедино два народа, как я сказал: соединил же Он нас, живущих на земле не только с ангелами, но чрез Себя и с Богом и Отцом, уничтожив грех, лежавший средостением и наподобие стены отделявший нас от Него. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю**, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. **И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля**, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный **из олова**, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: **седмь сия очеса Господня суть**. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зоровавеля: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю** Таков истинный Зоровавель, Избавитель пленников, имеющий в руке [Своей] **камень, иже от чистого олова**, украшенный **семью очами Господа**, которыми Бог **призирает на всю землю**. Ведь если следовать буквальному толкованию, то Зоровавель никак не мог держать в руке **камень чистого олова**, имеющий **семь очей Господа, взирающий на всю землю**. А поскольку такое толкование невозможно, мы [опять] обращаемся к [духовному] смыслу написанного. Зоровавель есть, как часто уже говорилось, Господь Бог наш Иисус Христос. **Камень** Его есть вера в Него, а [слова] "**в руке**" означают то, что вера во Христа становится явной посредством исполнения заповедей. //Ибо вера без дел мертва// [[new:iak:02:26|(Иак. 2:26)]], как и дела без веры. Ведь очевидно, что «**рука**» есть символ делания. Поэтому Господь, неся в руках камень, научает нас обладать деятельной верой в Него, украшенной **семью очами Господа**, то есть семью энергиями Святого Духа. <...> Ведь всякий, кто вследствие бездействия [в осуществлении] заповедей вырвал у самого себя таковые очи веры, естественно, становится осужденным, поскольку не имеет Бога, взирающего на него. И, думаю, по той причине в Писании вера называется «**камнем чистого олова**», что она является и наказывающей тех, кто не украшает ее заповедями, и спасающей тех, кто сохраняет ее сияющей с помощью энергий Духа. Ибо великий Симеон, говоря о Господе, изрек, что Он //будет на падение и на восстание многих в Израиле// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]] – на падение неверующих и на восстание верующих. Ибо, как говорят некоторые, олово состоит из серебра и свинца. А свинец является символом воспитания, наказания, кары и тяжести осуждения; серебро же есть образ сияния, славы и блеска. Если же это так, то вера, обозначаемая через олово, с одной стороны, немощью плоти, словно свинцом, воспитывает, наказывает, карает и осуждает тех, кто вследствие [своего] бездействия [в осуществлении] заповедей оказались негодными для нее, – а ведь эта плоть получила крепость благодаря соединению с [Богом] Словом. С другой стороны, эта же вера заставляет блистать, прославляет, просвещает и ведет к обожению тех, кто вследствие исполнения заповедей оказались испытанными в ней, обладая, словно серебром, Божеством Слова, Которое целиком, насколько это: возможно, озаряет достойных. Некоторые понимают «**камень чистого олова**» как [образ] Господа нашего Иисуса Христа, состоящего из двух природ – Божества и человечества. И если кто желает рассмотреть веру во Христа или Его Самого более духовным образом, то и вера, и Сам Христос предстанут перед ним, с одной стороны, как свинец, воспитывающий душу, наказывающий плоть, карающий страсти и осуждающий бесов, а с другой – как серебро, покрывающее сиянием добродетелей ум, прославляющее его знаниями и, благодаря обожению, делающее его [целиком] светом – подобием Первого Света. Согласно такому пониманию, [легко] постигается и [смысл слов] «//падение//» и «//восстание//», причиной которых является Господь. Ибо Он производит «//падение//» плоти или плотских помышлений, грехов и бесов, а «//восстание//» – ума или духовного помышления, естественных добродетелей и мыслей, [в своей совокупности] объемлющих ведение. И если сказать кратко, Слово производит в достойных падение ветхого по Адаму человека и буквы закона – и восстание нового по Нему Самому человека и закона Духа. Возможно, в Писании вера потому сравнивается с камнем чистого олова, что обладавшие ею и очернившие [своими пороками] ее добродетель и ведение могут через покаяние и в соответствии с деланием и созерцанием вновь заставить блистать ее и вернуть сразу свойственное ей светлое сияние жизни. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю** См. Толкование на [[old:zah:04:08#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 4:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю** См. Толкование на [[old:zah:04:06#lopuxin_ap|Зах. 4:6]] [<10>]