[<10>] ====== Толкования на Зах. 6:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-15 **И бысть слово Господне ко мне, глаголя: приими яже от плена от князей, и от ключимых его, и от разумевших его и внидеши ты в день он в дом Иосии Софониина, грядущаго от Вавилона: и приимеши сребро и злато, и сотвориши венцы, и возложиши на главу Иисуса Иоседекова иерея великаго. И речеши к нему: сице глаголет Господь Вседержитель: се муж Восток имя ему, и под ним возсияет и созиждет дом Господень: и той приимет добродетель, и сядет, и возобладает на престоле своем, и будет иерей одесную его, и совет мирен будет между обема. А венец будет терпящим, и ключимым ему, и разумевшим его, и в благодать сынам Софониевым, и в псалом в доме Господни. И издалеча от сих приидут, и созиждут в доме Господни, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам: и будет, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего** Бог обращает речь свою к блаженному пророку Захарии или чрез него ко всем приближенным Зоровавеля, который происходил из колена Иудина и начальствовал над Израильтянами, потому что царственное колено призвало его к этому. Но необходимо прежде напомнить о том, что было говорено Богом о нем. Итак, Он сказал: //«руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его»// [[old:zah:04:09|(Зах.4:9)]]. Но с ним, когда он полагал основание храму и довершал его, был и Иисус, сын Иоседека, священник великий. Посему Бог всяческих повелел божественному пророку взять **«яже от плена от князей, и от ключимых его, и от разумевших его»**. Кто же это и что такое **«яже от плена»**, об этом мне надобно рассказать. Израильтяне возвратились из Вавилона не беспорядочною толпою, но стройно и в порядке, по родам и коленам, имея начальников и вождей, как написано у Ездры. Когда же они наконец пришли в Иерусалим и Бог понуждал их строить храм, тогда они устроили казнохранилище, дабы возможно было собирание денег на производство работ, на священнические одежды и для установленных законом жертвоприношений. Избран был и хранитель денег, – Иосия, сын Софонии. Итак, Бог всяческих повелевает из того, что прежде принесено начальниками плена и что было положено на сбережение у Иосии, взять золото и серебро, потом из них устроить венцы и возложить их на главу Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, и сказать ему о Зоровавеле: **«се муж Восток имя ему»**. Слово же: **восток** в Еврейском издании передается словом, означающим: отрасль. **«И под ним возсияет»**, то есть, вырастет из его корня. **«Приимет добродетель»**, то есть благолепие или славу, как передают другие переводчики. К этому присовокупил, что оба – Иисус и Зоровавель будут сидеть на одном и том же престоле, так что владеющему правом священнодействия сообщается и царственное достоинство, а самому царю присоединяется и достоинство священника. И будет у обоих совет мирен, так что у них решительно ни в чем не окажется разномыслия. Потом повелел, чтоб венцы были славным даром Богу, принесенным в храм Его, так что он будет в благодать, или похвалу принесших его, говорю, Иосии **«и ключимых плена и князей его»**. И дар этот не останется без последствий, но будет предметом песней для певцов храма и псалмопевцев. Тогда, говорю, **«издалеча от сих»**, то есть, из других народов сущие приидут и поклонятся Господу. А случится это, говорит, в том случае, если они будут отличаться красотою послушания и внимать гласу Господа Бога. И наконец когда придет в исполнение предвозвещенное, тогда ясно уразумеют, что пророк послан был, чтоб изъяснить им волю Божию; он не будет им говорить от сердца своего, по примеру тех, которые приобрели привычку говорить ложь, напротив он будет вестником истины, а не лжи. Вот буквальное и простое изъяснение исторического смысла (пророчества). Но что это, очевидно, относится к таинству Христа, в этом никто не усомнится, если хорошо исследует. Мы с самого начала утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос как в каждом отдельно, так и в обоих вместе, как единая личность; ибо в Нем совмещается и Царь Израилев и великий Первосвященник //«преподобен, незлобив, безсквернен»// [[new:evr:07:26|(Евр.7:26)]]. Поелику же происхождение из колена Иудина занимали царский престол, а происшедшие из колена Левиина поставляемы были для священнослужения; то, очевидно, чрез двух изображается один Господь. Итак, если Бог говорит о Зоровавеле, что //«руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его»//, то, рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе: ибо Он сделался нашим основанием и все мы духовно построены для Него в храм святой; Он – наше начало и конец; ибо истребив грех и уничтожив тление, Он делает нас святыми в духе, светлым и священным жилищем для Себя и для Отца; Сам Иисус есть священник великий; а слово: Иисус значит: спасение людей; так говорит Деве и божественный Гавриил: //«и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус: тои бо спасет люди своя от грех их»// [[new:lk:01:31|(Лк.1:31]]; [[new:mf:01:21|Мф.1:21)]]; ибо в Нем мы оправдались чрез веру и омылись от нечистоты древних преступлений; Он освободил нас из плена и избавил нас от духовного рабства и от демонского заблуждения иноплеменников привел к богопознанию и ввел в прекрасный город, поистине святой Иерусалим, который есть церковь. За это Он увенчавается от нас правою и непорочною верою, похвалами Его силе и благодарственными Ему песнями. Те венцы были золотые и серебряные и сделаны были из вещества тленного, а нами сплетенные и возложенные венцы ничего земного не имеют; напротив они составлены из подобающего Богу прославления; ибо вместо закона мы приносим Ему безошибочное понимание догматов о Нем, – вместо серебра духовный блеск добрых дел. Есть и иной венец и слава Христа есть спасение Им искупленных; ибо Им спасен не один народ, как некогда чрез Моисея Израиль, но вся вселенная. Это и прилично было Христу. Обрати внимание, как **«от ключимых его и от разумевших его»** приносится необходимое для приготовления венцов; ибо вожди народов и поставленные Богом для начальствования над ними и знающие образ древнего нашего пленения становятся полезными для избавленных как предводители и учители, способные вразумлять и приводить к жизни, вполне сообразной с законом; они за всех приносят дары, восполняя собою немощи немощных. Когда же венцы возложены были на голову Иисуса, ему говорится о Зоровавеле: **«се муж Восток имя ему, и под ним возсияет»**. Созерцает Иисуса венчаемым как (перво)священника, и в лице Зоровавеля видит Его также и обладающим преимуществами царственной славы. Уразумей же, что Он есть Восток, то есть отрасль, о коей говорит божественный Исаия: //«изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет»// [[old:is:11:01|(Ис.11:1)]]. Мы же возросли под Ним; ибо для человечества или для призванных чрез веру Христос сделался вторым корнем, не таким, как первый, разумею Адама, но несравненно лучшим, так как мы возросли уже не в тление и смерть по причине проклятия, но в жизнь и нетление, имея корнем жизнь, то есть Христа. И как Он есть лоза, а мы – ветви [[new:in:15:05|(Ин.15:5)]], привившиеся к Нему чрез общение в Духе; так Он есть и жезл и отрасль, или порождение и восток (росток), а мы на Нем произросли и расцвели в нетление и жизнь, как я сказал. Он сам построил дом Господа. Он исполнен всякой добродетели, то есть подобающей Богу славы: ибо //«покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля»// [[old:avm:03:03|(Авв.3:3)]], как говорит пророк Аввакум; а премудрый Иоанн негде написал: //«и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины»// [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]]. Он воссел на престоле, воцарился как Бог и сидит вместе с собственным Отцом и вместе с Ним управляет вселенной. А что Зоровавель и Иисус, слившись между собою как бы во едино, могли прекрасно знаменовать Христа, это показал присовокупив как бы о Зоровавеле: **«и будет иерей одесную его»**, то есть в чести и славе, и **«совет мирен будет между обема»**; ибо Он, как я уже прежде сказал, есть царь и архиерей вместе, как бы чрез двух изображаемый одним Емманнуилом. Но труд увенчивающих Христа не останется без награды и плодоприношение их приобретет им нескончаемую память. Истинность этих слов подтверждает, присовокупив: **«а венец будет терпящим, и ключимым ему и разумевшим его, и в благодать сынам Софонииным, и в псалом в храме Господни»**; ибо принесенное будет в благодать совершившим приношения и они будут предметом славословия. Ведь благочестие начальников бывает для других путем любви к Богу. Когда Христос увенчивается нами, тогда и толпа язычников будет приходить к познанию Его и бывшие далеко вследствие заблуждения будут призваны чрез веру и **«созиждут в храме Господни»**. Что же созиждут? очевидно, самих себя, приводя себя в согласие со святыми и в вере приходя в единение с потомками Израиля, потому что Христос служит краеугольным камнем и чрез Себя приводит к единодушию тех, которые некогда были разъединены между собою, создав два народа //«во единаго новаго человека, творя мир и»// примиряя в теле своем все с Отцом [[new:ef:02:15|(Еф.2:15–16)]]. Когда же все это придет в исполнение, тогда мы убедимся в непререкаемой истине святых пророков, ясно уразумев, что Бог глаголал в них и предвозвещал нам таинство Христа. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 9-11 **И бысть слово Господне ко мне, глаголя: приими, яже от плена от Холдая и от Товии и от Адая, и внидеши ты в дом Иосии, сына Софониина, грядущаго от Вавилона. И приимеши сребро и злато его, и сотвориши венец, и возложиши на главу Иисусу сыну Иоседекову иерею великому**. Пророк снова обращается к священству, чтобы почтить оное венцем из золота, пожертвованного мужами праведными; венец сей должен украсить Иисуса, золото же для венца взято у мужей праведных, возвратившихся из Вавилона. Начало устроению венца сего положено в доме Иосии; но к совершению его присовокупили и труд и золото упоминаемые здесь мужи, желая частью прославить сим первосвященника, а частью и по себе оставить памятник в храме Господнем. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9–15 **И было ко мне слово Господа, говорящее: Возьми от переселения, – от Голдаи, и от Товии, и от Идая, – и пойди в день тот, и войди в дом Иосии, сына Софонии, которые пришли из Вавилона. И возьми серебро и золото, и сделай венцы, и положи на голову Иисуса сына Иоседекова, священника великого, и скажи ему так: Сие говорит Господь воинств: Вот Муж, Восток имя Его, и под ним родится, и устроит храм Господа. И сам устроит храм Господу, и сам понесет славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле своем и будет священником на престоле, и совет мира будет между ними двумя. И венцы те будут для Гелема и Товии, и Идая, и Гена, сына Софонии, памятником в храме Господа. И те, которые находятся вдали, придут и будут совершать постройки в храме Господнем, и вы узнаете, что Господь воинств послал меня к вам. И это сбудется, если вы со тщанием будете слушать голос Господа Бога вашего** Раз я предположил слушателям латинянам предлагать тайны Еврейского обучения и скрываемые наставления учителей синагоги, такие, конечно, которые соответствуют Священным Писаниям; поэтому в толковании мест самых темных необходимо мне провести исторические черты и таким образом выставить на вид [in medium] принимаемое мужами церкви, предоставляя свободе читателя следовать тому, что должно быть признано лучшим. И прежде всего должен быть восстановлен порядок чтения, чтобы сказанное было очевидно соответственно букве [текста]. Прими, говорит, от Голдаи и от Товии, и Идая, пришедших из плена Вавилонского, и возьми от них приносимые дары, серебро и золото, и войди в дом Иосии, сына Софонии, и там сделай венцы, различные по различию серебра и золота, не один венец, а два или больше, потому что ataroth (עטרוח), т. е. венцы (στέμματα) есть или двойственное, или множественное число. А когда сделаешь венцы, то возложишь их на голову Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, и скажешь ему: **Сие говорит Господь всемогущий: Вот Муж, имя Которого Восток**, что по-еврейски выражается словом sema (צמה), которое пишется не через букву син, а чрез саде. Поэтому Тот, Кто называется **Восток**, т. е. ἀνατολή, или ἀναφύη, или βλάστημα, т. е. отрасль, потому что непосредственно возрастает Сам по Себе, и из корня Своего выростет подобно семени, – Тот именно устроит храм Господа. А когда отстроит его, то Сам понесет славу, т. е. венец второй, который называется по-еврейски hod (הוד), [а по-гречески:] или ἐπιδοξότης, или: εὐπρέπεια, или: ἀρετή, или: δόξα, что значит или: славный, или: красота, или: добродетель, или: слава. Но они думают, что эти слова относятся к Зоровавелю, который из униженного и пленника неожиданно выдвинулся на степень вождя, устроил храм Господу и сидит на троне Его, и господствует подобно князю. Но и первосвященник, – говорит он, – Иисус, сын Иоседека, воссядет на священническом престоле, и единомысленно и единодушно будут управлять они народом Божиим. И будет мир между ними двумя, т. е. между тем, который исходит из колена царского, и тем, который от колена Левия; так что священство одинаково с царством Божиим будут управлять народом; а те венцы, которые ты сделаешь из золота и серебра, после возложения их на головы Иисуса, сына Иоседекова и Зоровавеля, сына Салафиилева, ты посвятишь во храме именам тех, которые принесли их, т. е. Гелему, Товии, Идаю и Гену. Второе и третье из названных имен тождественны с теми, которыя указаны выше. Первое переменено: вместо Голдаи он употребил Гелем, а четвертое, выше не названное, он прибавил, это – Ген, но об этом мы будем говорить после. – После положения венцов в храме Господа и после посвящения их в вечное воспоминание, от всего круга земного и издалека придут народы и будут совершать устроение в храме Моем, каждый соотвестненно силам своим. И тогда по исходу дела и по успеху во всем вы узнаете, что Господь послал меня, и что я все предсказывал по Его повелению. Но это сбудется так, когда вы будете повиноваться повелениям Господним и сотворите заповеди Его. Голдаи значит: прошение у Господа, что на греческом более знаменательно выражается словами: λιτάνευσις Κυρίου [коленопреклоненное прошение у Господа]. Товия – благий Господа. Идайя – известный пред Господом. Вместо Голдаи (הלדי – теперь он употребил Гелем (חלם), что значит сновидение, и на четвертом месте присоединил: Ген (חן), т. е. благодать. Венцы этих четырех людей будут у сына Софонии, который раньше назван Иосиею, и есть строитель и страж храма Господня; они и будут находиться там вечно. Евреи рассказывают, что Анания, Азария и Мисаил, возвращаясь из плена, принесли золото и серебро, и дары храму, и венцы первосвященника и вождя, и что Ген т. е. благодать, о котором пророк раньше не упомянул, – именно Даниил пришел с даром: посему на место Голдаи и поставлено Гелем, чтобы значением имени его, – сновидение, – показать, что Даниил и три отрока в плену узнали таинственный смысл царского сновидения. Ведь Даниил молился Господу, взяв с собою трех отроков и достиг понимания сновидения [[old:dan:02:start|(Дан. 2:17–19)]]. Так обрезание [т. е. Иудеи] пытается изяснить это место соответственно действительным событиям прошедшего. – А нам необходимо согласно LXX толковникам изложить то, что говорит большинство наших [т. е. христиан]. Возьми от пленения и от князей и от полезных его, и от тех, которые познали его, золото и серебро, и войдя в дом Иосии, сына Софонии, который тоже возвратился из Вавилона, сделай в нем золотые и серебряные венцы, которые и возложи на главу Иисуса, сына Иоседекова, священника великого. Пленение Иудеев, т. е. верующего народа Божия, суть пороки и грехи. Тот, кто начнет раскаиваться и сильно желать прежнего Иерусалима, т. е. Церкви Христовой, оставляет и покидает их [т. е. грехи] в Вавилоне. Это пленение переносят и вожди пленников, и получившие пользу от него, т. е. пленения (ибо и они были преданы ради пользы своей ангелу Сатаны, на погубление плоти, чтобы спасся дух [[new:1kor:05:05|(1Кор. 5:5)]], и те, которые узнали, что оно, т. е. пленение, должно обратиться во благо после перенесенного ими наказания. А золото и серебро приносится теми, которые исповедуют Господа и чувствами, и словами; и делаются из золота и серебра венцы в доме Иосии, что значит спасенный и есть сын ἐπισκοπῆς Κυρίου, т. е. посещения Господня; ибо, ведь, Господь посещает того, который прежде был тяжко болен; а Иосия по нраву называется спасенным, потому что и он возвратился из Вавилона. Возлагаются же венцы, или венец, на Иисуса, сына Иоседекова, священника великого, потому что, когда мы совершенствуемся и возвращаемся к лучшему, Господь увенчивается отдельными добродетелями нашими: особенно, когда мы увенчаны покаянием, Спаситель в каждом отдельно получает венец соответственно словам Апостола: //А далее уготовляется мне венец правды, который даст мне Господь праведный судия: и не только мне, но и всем тем, которые любят пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа// [[new:2tim:04:08|(2Тим. 4:8)]]. Поэтому от венца правды получил имя и Отец Господа и Спасителя; ибо слово Иоседек значит Господь правды, потому что воздает каждому по делам его. Об этом венце говорит и Иаков в своем послании: //Блажен муж, который переносит искушение, потому что, когда он будет испытан, получит венец жизни, который обещал Бог любящим Его// [[new:iak:01:12|(Иак. 1:12)]]. Пророк получает и повеление, именно – чтобы, после возложения венца, или венцов, на главу Иисуса, Сына Иоседека священника великого, он [пророк] обратился к нему и сказал: Сие говорит Господь: Вот Муж. Восток имя Его, и под Ним родится, и проч. Мы не разделяем Иисуса и не полагаем в одном лице два лица; однако [признаем], что называющийся Иисусом потому, что Он спасет мир, называется также Востоком, потому что во время дней его родилась правда. И в Псалме поется: //Истина произошла от земли// [[old:ps:084:12|(Пс. 84:12)]], потому что Родившийся в конце веков от Девического чрева сказал: //Я семь истина// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], и, как говорится в послании Иоанна, наступил последний час: //Дети, ныне последний час// [[new:1in:02:18|(1Ин. 2:18)]], во время которого Он за динарий договорил языческий, стоявший без всякого дела народ и послал в виноградник [[new:mf:20:06|(Мф. 20:6)]]. С другой стороны, если Он по различию наименований является различным, то иное дело, что Он – пастырь, иное – овча, иное – агнец, иное – дверь, иное – камень (lapis) претыкания и скала (petra) соблазна. Итак родится Тот, Который будет увенчан нашими добродетелями и будет назван Восток. К Нему обращает речь Отец: //Сын Мой ecu Ты: Я ныне родил Тебя// [[old:ps:002:07|(Пс. 2:7)]], и под Его начальством возстанет множество верующих, и создаст [Он] дом Господа, – Церковь, – и Сам примет силу и честь, и совершенство, и славу, и сядет, и будет владычествовать на престоле Своем, – престоле Давидовом, – о котором и в Евангелии написано: //И будет священник одесную Его// [[new:lk:01:32|(Лк. 1:32)]] или, соответственно Еврейскому тексту, на престоле Его, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник; и будет Он восседать, как на царском, так и на священническом престоле, и совет мира будет между тем и другим, так что ни царское могущество не будет утеснять священнического достоинства, ни священническое достоинство – царской власти, но то и другое будет в согласии в славе единого Господа Иисуса. В книге некоего я прочитал, что слова: //И совет мира будет между двумя// [[old:zah:06:13|(Зах. 6:13)]] относятся к Отцу и Сыну, ибо [Сын] пришел исполнить волю не Свою, но волю Отца и: //Отец в Сыне, а Сын во Отце// [[new:in:06:38|(Ин. 6:38]], [[new:in:14:10|14:10]]–[[new:in:14:11|11)]]. А знак славы венец, – после увенчания Христа, – обещается тем, которые ожидают Его и понимают пользу некогда [бывшего] плена своего, и познали все тайны Божии, так что находятся во благодати сына Софонии, т. е. посещения Господня. И те, которые восклицали в Вавилоне: На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе: //на вербах среди его мы повесили наши органы// [[old:ps:136:01|(Пс. 136:1]]–[[old:ps:136:02|2)]], по возвращении в Иерусалим, возьмут псалом и тимпан и будут петь в Церкви Господа, и бывшие вследствие великих грехов вдали от Иудеи долгое время, вследствие искреннего раскаяния, придут и каждым своим преуспеянием в добродетели создадут дом Господень; тогда все единодушно признают, что всемогущий Господь послал к ним пророка. Но все обещанное исполнится в том только случае, если они захотят слушать Господа и, сотворив покаяние, пребудут твердыми в добрых делах. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона** //Символическое действие, заключающее ряд ночных видений; венчание первосвященника Иисуса// Содержание второй половины главы шестой, далеко не всеми толкователями понимаемо одинаково, таково: оставшиеся в Вавилоне евреи, желая прийти на помощь своим возвратившимся в Иерусалим соотечественникам в деле восстановления храма, отправили строителям с избранными представителями вавилонских жителей из евреев золота и серебра. Пророк получает повеление от Господа - в тот же день, как придут в Иерусалим вавилонские послы, отправиться в дом некоего Иосии, где они остановятся. [<10>]