[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **И бысть слово Господа Вседержителя ко мне, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиме и Сионе рвением великим, и яростию велиею ревновах по нем** Достаточно обличив неповиновение и необузданность древних и вследствие этого случившиеся с ними бедствия и уяснив, что было причиною постигших их страданий, Он обращает речь свою к благам милосердия (божественного) и наконец обещает им времена благоденствия и изобильное наслаждение вожделенными благами, как людям, уже подвергшимся праведному наказанию за свои нечестивые деяния и как бы очистившимся от преступлений древней нечистоты при помощи наказания рукою врагов и вследствие перенесения ига рабства. Он как бы вопиет против жестокости Вавилонян, которые, переступив за пределы всякой дерзости, совершали над ними то, чего не желал Сам прогневанный Бог: ибо Он ясно сказал: //«зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша на злая»//. Посему **«ревновах по Иерусалиму»**, то есть, Я показал ревность по нем, **«и яростию велиею ревновах по нем»**, как бы так говорит: с Вавилонянами в свою очередь приключатся более суровые бедствия, чем какие они причинили (другим), и на таких (жестоких) опустошителей Я нашлю гнев Мой. Это исполнил Христос; ибо скорбя о нас, жалким образом погибших, и как бы возревновав о церкви, Он у полчища самых демонов и начальника их безумия отнял владычество над нами и освободил от его жестокости собрание поклоняющихся Ему. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–3 **И было слово Господа воинств, говорящее: Сие говорит Господь воинств: Возревновал Я о Сионе ревностию великою и с великим негодованием возревновал Я о нем. Сие говорит Господь воинств: Я обратился к Сиону и буду обитать посреди Иерусалима, и будет призван Иерусалим город истины и гора Господа воинств, гора освященная** О том, что Господь примет Иерусалим, т. е. народ Израильский, в пустыне как бы жену, и его лежащего в крови идолослужения покроет одеждой Своей и почтит любовью, как бы муж жену, более полно мы узнаем в книге Иезекииля [[old:iez:16:start|(Иез. 16:6–12)]]. После этого он, насытившийся лучшею пшеничною мукою, маслом и медом, разукрасившийся великолепными одеждами и наделенный щедростью Мужа всякими украшениями из драгоценных камней, прелюбодействовал с Ассириянами и Халдеями и услышал от Господа: //Как жена презирает мужа своего, так и Меня презрел дом Израилев// [[old:ier:03:20|(Иер. 3:20)]]. Но он был предан пленению и обманут любовниками своими, и лишен прежнего украшения своего; после того как совершил непотребство (divaricavit pedes suos) со всяким мимоходящим и осквернился даже до верха главы своей, воспоминая о прежнем счастье своем, он со вздохом говорит: //Возвращусь к Мужу моему прежнему, ибо тогда мне было лучше, чем теперь// [[old:os:02:07|(Ос. 2:7)]]. А Он, [Господь], принимая его и снова соединяясь с ним, теперь говорит: Возревновал Я о Сионе ревностию великою и негодованием великим возревновал Я о нем, тому, которому прежде говорил: //Не буду гневаться на тебя, и ревность Моя отступит от тебя// [[old:iez:16:42|(Иез. 16:42)]]. Сколь много прежде Я негодовал, так как он был осквернен многими любовниками своими и обесчестил ложе Мое, – почему Я и отдал его его любовникам не как замужнюю прелюбодейцу, а как непотребную женщину, дешевую рабыню, отдаваемую на поругание в непотребных домах: столь большую любовь ныне проявил Я, обратившись к нему, ибо он сотворил покаяние и создал храм Мой, в котором Я буду обитать среди него. И назовется городом истины тот, который прежде назывался городом лжи, о чем написано и у Исаии: //Истина уснула// [или: задремала]// в нем: а ныне человекоубийства// [[old:is:01:21|(Ис. 1:21)]]. Назовется он и горой Господа всемогущего, горой священной, ибо на ней по восстановлении храма потребляются жертвы, и совершаются по чину богослужебные действия. Это [сказано] согласно с историей. С другой стороны ни для кого не представляется сомнительным, что Сион и Иерусалим, – место созерцания и видение мира, – можно понимать в отношении к думам верующих, гневаясь на которые вследствие их прегрешений, Господь предает их пленению, чтобы они через зло и бедствия познали Бога, если не познали Его через добро и благополучие. Когда же они покаются, Господь обратится к Сиону и будет обитать среди Иерусалима, под которыми нужно понимать одно и то же государство, или [один и тот же] город; и там, где прежде царствовала ложь пороков и грехов, после этого будет жить истина – Христос. Гора же Господа воинств назовется горой святой, о которой говорится: Надеющиеся на Господа, как гора Сион [[old:ps:124:01|(Пс. 124:1)]], и: //Велик Господь и достоин великой хвалы во граде Бога нашего, в горе святой Своей// [[old:ps:047:02|(Пс. 47:2)]]. О ней восклицают Исаия и Михей: //В самый последний день будет уготована гора Господня на вершине гор и// [будет]// высока над холмами, и потекут к ней все народы и поспешат народы многие, и скажут: «Приидите, взойдем на гору Господню, и к дому Бога Иакова»// [[old:is:02:02|(Ис. 2:2]]–[[old:is:02:03|3]]; [[old:mih:04:01|Мих. 4:1]]–[[old:mih:04:02|2)]]. Об этой же горе и об этом же граде говорит и апостол Павел в рассуждении священной речью: Вы приступили к горе Сион, ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и к многим тысячам ангелов, и к церкви первородных, написанных на небесах [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22]]–[[new:evr:12:23|23)]], – если впрочем латинский язык не препятствует принимать послание в виду несомненного свидетельства (auctoritatem) Греков. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. [[old:zah:07:start|VII]] и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в [[old:zah:07:03|VII:3]] вопрос о постах. В [[old:zah:07:start|гл. VII]] пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в [[old:zah:08:start|гл. VIII]] он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества. Ст. 1-2 **И было слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем** //Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения// Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений [[old:zah:01:14|(I:14-15)]]. Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу. [<10>]