[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тако глаголет Господь: обращуся к Сиону, и вселюся посреде Иерусалима, и наречется Иерусалим град истинный, и гора Господа Вседержителя, гора святая** Бог все наполняет и все преисполнено Его неизреченною силою. Впрочем иногда говорится, что Он удаляется от грешников; но это надобно понимать не в смысле пространственного удаления от них (ибо так понимать неразумно), но в том смысле, что Он не хочет более заботиться о них и удостаивать их Своей любви и попечения. Мы утверждаем, что в таком именно смысле надобно понимать и гнев Его. Итак, Израиль впал в идолослужение и Иерусалим любодействовал, а Бог всяческих удалился от него и подверг его бедствиям – последствиям Его отвращения от него. Когда же он являет свое милосердие, то говорит: **«обращуся»**, то есть перестану гневаться и удостою его своего попечения и сделаю опять домом Моим. Как в то время, когда Он отвратился, гора святая, то есть находившийся в Иерусалиме храм уже не казался достославным для тех, кои видели его преданным пламени: так и опять, когда он будет воздвигнут и Бог благоволит обитать в нем, возобновится благоговение к нему, а Иерусалим назовется истинным городом, уже не совершающим служение рукотворенным богам и лжеименным подобиям (божества), как это было в древности, но чтущим единого и действительного истинного Бога благонравием, посредством решимости жить по закону, и повиновением во всем. Не без основания ты можешь отнести эти изречения к Слову, Которое ради нас стало подобным нам. Оно, будучи образом Родившего и обладая равенством с Ним во всем, уничижило Себя, приняв образ раба, и сделалось человеком [[new:fil:02:07|(Флп.2:7)]] и //«обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся»// [[new:2kor:08:09|(2Кор.8:9)]]. Итак, Кто древле ради преступления Адамова и ради того, что //«прилежит помышление человеку на злая от юности его»// [[old:gen:08:21|(Быт.8:21)]] справедливо отвратился, Тот теперь по свойственной Ему благости наконец обратился к нам и поселился в церкви и освященных соделал городом и жилищем святым; ибо Он сказал негде об избранной, очевидно, церкви: //«зде вселюся, яко изволих и»// [[old:ps:131:14|(Пс.131:14)]]; и блаженный Давид поет: //«преславная глаголашася о тебе, граде Божий»// [[old:ps:086:03|(Пс.86:3)]]. На нее указывал и пророк Исаия, говоря: //«будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы»// [[old:is:02:02|(Ис.2:2)]]; ибо церковь Христова дивна и, находясь как бы на горе, ведома всем; а названа она истинною не как служащая в образах и тенях, напротив, как принявшая истину, которая есть Христос и совершающая служение в духе и истине. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Тако глаголет Господь: утешусь в Сионе и вселюся посреде Иерусалима**, слова сии присовокуплены после сказанного выше: **ревновах по Сионе** уничиженном; **яростию велиею** на опустошителей его **ревновах по нем. Обращуся к Сиону** щедротами Своими, чтобы помочь ему в скорбях и бедствиях, и вселюсь в Иерусалиме. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни** См. Толкование на [[old:zah:08:01#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 8:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни** Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль [[old:iez:09:03|(IX:3;]] [[old:iez:10:04|X:4,]] [[old:iez:10:18|18;]] [[old:iez:11:22|XI:22-23)]]. Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия. [<10>]