[<10>] ====== Толкования на Зах. 9:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-4 **Тир и Сидон зане умудреша зело: и созда Тир твердыни себе, собра сребро яко персть и собра злато яко брение путей. Сего ради наследит Господь его, и поразит в море силу его, и той огнем поястся** Кратко говорит о том, что случилось с городами, против которых, удостоверяет, было пророчество Господне. Начинает с Тира и Сидона, которые по преимуществу пред другими выдавались своею славою, отличались могуществом, богатством и мужеством своих обитателей, имели в подчинении у себя другие города и возвышались над соседскими. Итак, поелику Тир и Сидон, говорит, высоко поднимают бровь свою, воображают, что они страшны и неодолимы и возлагают свое упование на укрепления, то есть на окружающие их стены или на другие сооружения, благодаря которым город благоденствует и находится в безопасности, а вместе с тем возмечтали о себе ради богатства многого; то они собственным опытом узнают, что Господь наследит я; то есть: по опустошении его Израильтянами или Веспасианом и Титом, он будет унаследован Богом. Ведь Он-то и предал и подчинил его владычеству его завоевателей; потому что Римляне, подчинившие своей власти всю вселенную, относились дружелюбно и благосклонно к подчиняющимся им без сопротивления; но в отношении к тем, которые решались противиться им, они являлись суровыми и неодолимыми. Итак, говорит, он подвергнется сожжению после того, как низринуты будут в море укрепления его и разграблено будет богатство его, хотя золото у него было как **«персть»**, и серебро его, как **«брение путей»**; ибо жители Тира были искусными и весьма корыстолюбивыми морскими торговцами, о чем пространно сказано в Писаниях пророка Иезекииля. Итак, оскорбляющим Бога и издевающимся над святыми ничто не послужит в пользу, если им случится подвергнуться страданиям, и – дерзко насмехающимся, если Бог осудит их самоуверенность; ибо окажется бесполезным для них всякое укрепление, то есть всякие окопы и всякий способ ограждения, и никакое богатство не принесет никакой пользы, напротив только возбудит охоту привыкших к опустошению. Но всякий может и ныне видеть, что и чада Еллинские высоко думают о мирской мудрости и свое заблуждение как бы стенами ограждают обольщениями хитросплетенных силлогизмов и силою красноречия, и они весьма богаты блеском слова как бы серебром, и прекрасными мыслями как бы золотом. Однако ж и при всем том их унаследовал Христос: разрушены были Им укрепления, то есть пали изобретения лжи и расхищено было золото и серебро; ибо те, которые в свое время сделались предстоятелями церквей, мужи знаменитые и мудрые, похитив силу красноречия их себе, принесли его в священный дар Богу, подвизаясь за учение веры и представляя сильное и истинное изобличение существующего у них заблуждения. Так поступили и Израильтяне. Заняв у Египтян золотые и серебряные сосуды и похитив их у своих притеснителей, они принесли их в пустыне всесвятому Богу, когда устроялась святая скиния и священные сосуды. Итак, созидающие церковь при помощи мирской мудрости и блеска слова расхищают (достояние) чад Еллинских и, как бы обогатившись их золотом и серебром, насколько это им нужно и подобает, делают его наследием Бога, говоря другим служащее к славе Его, ниспровергая укрепления тех (Еллинов) и духовно созидая святой град, то есть церковь. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И Имаф будет сопределен ему**, то есть примет участие в том злодеянии, какое совершили жители Дамаска. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2–4 **И также** [ни]** Емаф в пределах его и Тир, и Сидон, ибо они собрали себе премудрость в весьма великой степей. И устроил Тир укрепление свое и нагромоздил серебра, как земли, и золота, как уличной грязи. Вот Господь овладеет им и поразит силу его на море, и он будет пожран огнем** Емаф, что значит χόλος, т. е. негодование, – есть тот самый город, который от Антиоха Епифана (Επιφανεῖ) получил имя Епифании и есть ныне город Келесирии. Итак и этот город, и Тир, и Сидон будут в пределах Дамаска, или в пределах земли Адрах, чтобы веровать в Господа и Спасителя, Которому сказано от Отца: //Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою пределы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]. Дочери этого Тира, т. е. души верующих во Христа, принесут царю дары, так что исполнится написанное: //Почтут Его дочери Тира дарами// [[old:ps:044:13|(Пс. 44:13)]]. И когда будет устроен град Божий, – Церковь, – о котором Псалмопевец предвозвещает: Преславное сказано о тебе город Божий (Пс.86:3), – тотчас последует и остальное: //Вот инородные и Тир, и народ Эфиопский, они рождены там// [[old:ps:086:04|(Пс. 86:4)]]. Об инородных говорится в двух псалмах: Мне инородные служат, или покорены. Об Эфиоплянах мы читаем у пророка Софонии: //Чрез реки Ефиопии, оттуда будут приносить дары мне// [[old:sof:03:10|(Соф. 3:10]]), и в Псалме: //Эфиопия протрет руки свои к Богу// [[old:ps:067:32|(Пс. 67:32)]]. А о Тире говорится в Евангелии: //Горе тебе, Хорозаим, горе тебе, Вифсаида, потому что если бы в Тире и Сидоне были добродетели// [или: силы]//, которые были в вас, то они некогда в рубище и пепле покаялись бы// [[new:mf:11:21|(Мф. 11:21)]]. Из числа дочерей Тира и Сидона выступила на встречу Господу Спасителю та сирофиникийская хананеянка, – дочь которой страдала от демона [[new:mk:07:start|(Мк. 7:25–30)]], – и посвятила [Господу] начатки веры Тирян и Сидонян, чтобы те, которые не уверовали во время Иисуса Христа, потому что еще не видали знамений и сил, потом через апостолов увидели и уверовали, и были обладателями того блаженства, которое обещал Господь в словах: //Блаженны невидевшие и уверовавшие// [[new:in:20:29|(Ин. 20:29]]). А Тир и Сидон, – из которых имя одного значит συνοχή, т. е. теснина, а другого – θήρευμα, т. е. охота, – настолько усвоили мудрость, что своими мудрованиями и диалектическими хитросплетениями и тонкостями, – каковые укрепления, по словам Писания, Тир предложил в загадку Соломону, т. е. царю мира, – на подобие пыли и грязи, находящейся на дорогах и площадях собрал свое серебро, т. е. блеск красноречия, и золото, т. е. изворотливость умственных способностей, чтобы владеть царством идолослужения, которое он укрепил. Но против этих укреплений Апостол говорит: //Оружия воинствования нашего не плотския, но сильные Богом к сокрушению твердынь, к ниспровержению замыслов и всякого превозношения, восстающего против познания Божия// [[new:1kor:10:04|(2Кор. 10:4]]–[[new:1kor:10:05|5)]]. И под образом Ниневии, – что значит украшенная или прекрасная (ибо нет ничего прекраснее мира), – слово Божие направляется против людей мира [сего]: И ты будешь опьянен и презираем, и будешь искать помощи у врага; все укрепления твои будут, как смоковница с плодами своими: если они сбиты, то упадут в рот того, кто ест. Итак Господь овладеет Тиром и Сидоном, когда сначала низвергнет силу их в соленом и горчайшем море века сего; а потом, чтобы в них не осталось ничего из [их] прежней мудрости, т. е. превозносящейся надменно глупости, вследствие которой они приготовили себе слабые укрепления и подобное грязи золото и серебро, Он очистит их до полной чистоты огнем, о котором Спаситель говорит в Евангелии: //Я пришел низвести огонь на землю, и как хочу, чтобы он возгорелся// [[new:lk:12:49|(Лк. 12:49)]], согласно этому в Евангелии от Марка написано: //Всякий огнем осолится// [[new:mk:09:49|(Мк. 9:49)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и на Емаф, смежный с ним, на Тир и Сидон, ибо он очень умудрился** Бремя слова Божия падает и на Емаф, большой город Сирийский (на р. Оронте), область которого прилегала к области Дамаска. После главных городов Сирии, Дамаска и Емафа, пророк называет важнейшие города Финикии, Тир и Сидон. //Он// (Тир) //очень умудрился// - "тою мирскою мудростью, гордою и слепою, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов". [<10>]