[<10>] ====== Толкования на Зах. 9:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **И ты в крови завета испустил еси узники твоя от рова не имуща воды: сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти** Речь обращается уже к самому праведному и спасающему и в то же время кроткому царю, то есть ко Христу, и поясняет славные и достойные удивления дела Его пришествия на землю: ибо Единородное Слово Бога уничижило себя добровольно, соделавшись человеком, //«претерпело и крест, о срамоте нерадив»// [[new:evr:12:02|(Евр.12:2)]] и поставило собственную душу выкупом за жизнь всех и стяжало Богу и Отцу вселенную кровию завета вечного, прообразом которого была кровь, кропленная премудрым Моисеем на древних, как сказано: //«взем Моисей кровь и самую книгу завета, окропи весь народ глаголя: се кровь завета, егоже завеща Господь к вам»// [[old:ish:24:07|(Исх.24:7–8)]] Но это служило прообразом и подобием истины, а самою истиною служит Христос, купивший всех нас кровью завета; ибо мы, как говорит ученик Его, //«избавихомся неистленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа»// [[new:1pet:01:18|(1Пет.1:18–19)]]. Итак, говорит, ты, праведнейший и кротчайший царь, тех, которые кровью завета сделались твоими узниками (то есть тех, которых ты связал узами любви и которых убедил преклонить под твое ярмо и явно привязать выю ума) **«испустил еси**, то есть избавил или вывел, или выпустил на свободу **от рова не имуща воды»**. Мы утверждаем, что этим Он указывает на самый ад, не имеющий жизни (ибо воду мы будем принимать образом жизни) или под адом будем разуметь, и весьма справедливо, обольщение лжеименным богами; ибо это поистине есть ров, в который если кто упадет совсем, лишается жизни навсегда. А что Христос умерши опустошил ад и находившимся под стражею духам отворил врата преисподней, – это ясно для всякого. Негде и Бог всяческих устами Иеремии сказал об Израильтянах, оставивших Его и безумно обратившихся к идольскому заблуждению: //«ужасеся небо о сем и вострепета по премногу зело, глаголет Господь. Два бо зла сотвориша людие мои: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати»// [[old:ier:02:12|(Иер.2:12–13)]]; ибо как правильное и свободное от заблуждений познание о Боге есть источник жизни и источник животворящий: так под безводными как бы сокрушенными кладенцами можно разуметь идольские изображения и заблуждения относительно Его. Потом обращается с словом к самим узникам и возбуждает их к благим упованиям, говоря, **«сядите в твердели (крепости) связани сонмища»**. **Тверделию** же, как я думаю, называет церковь, как укрепленную во Христе и обладающую непоколебимым состоянием; а **сидением** называет твердость в вере, ибо о Боге написано, что //«ты седящий во век»// [[old:ps:028:10|(Пс.28:10)]], то есть имеешь неизменную и непоколебимую природу. Итак, вы, узники моего сонмища, будете, говорит, в безопасности, обладая постоянством в вере. А таковым может быть святое множество оправданных во Христе. А что терпение за все прекрасное и их непоколебимая любовь к Богу не останутся без награды, на это намекает, говоря; **«и за един день пришествия твоего сугубо воздам ти»**. Что такое Он хочет сказать этим? Пришельцы на земле и странники суть все святые и жизнь телесная всякого человека очень кратка, так что за ее совершенную незначительность ее можно, может быть, уподобить единому дню. Итак **«за един день**, говорит, **пришествия твоего»**, то есть за непродолжительное и краткое время телесной жизни Я воздам сугубыми и усиленными наградами. Негде и Христос сказал: //«меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше»// [[new:lk:06:38|(Лк.6:38)]]. И мы ожидаем наград, равномерных нашим делам, но с большим превышением; ибо Податель весьма щедр. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И ты в крови завета твоего испустил еси узники от рова не имуща воды**. Ты освободил Адама и Еву, заключенных в шеоле, где нет жизни, и пречистою кровью Твоею, истекшею из ребра Твоего на кресте завета Твоего, извел их из рова погибели. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11–12 **Ты также в крови завета Твоего освободил узников Своих от озера, в котором нет воды: возвратитесь к укреплению, узники надежды: ныне Я воздам тебе двукратно то, что возвещаю** После того как пророк, – т. е. Сам Всемогущий Бог Отец, возвестил Сиону и Иерусалиму, что к ним придет Царь их, кроткий и восходящий на подъяремную ослицу и молодого осленка, и что власть Его будет от моря и до моря и от рек до пределов земли, – после этого Он обращается к Самому Христу, о Котором провозвещается, и говорит: **Ты также в крови завета Твоего**, или: договора освободил узников Твоих от озера, в котором нет воды. Это значит: В крови страдания Твоего Ты освободил милосердием Своим тех, которые держались, как узники, в темнице ада, где нет никакого милосердия. Наконец, после воскресения Господня те, которые были связаны грехами Адама, или, – как некоторые желают, – узами врожденного греха (erroris inoliti) и смерти, воскресли с Господом и явились во святом граде. Об этой крови Завета и Сам Он говорит ученикам, показывая на будущие страдания: //Приимите и пейте от нее все: это есть чаша завета в крови Моей// [[new:mf:26:27|(Мф. 26:27]]–[[new:mf:26:28|28)]]. В прообраз этого озера без воды, т. е. в ров, был и Иосиф брошен братьями [[old:gen:37:24|(Быт. 37:24]]–[[old:gen:37:25|25)]] и Даниил [[old:dan:06:16|(Дан. 6:16)]], и Иеремия халдеями и народом Иудейским [[old:ier:37:17|(Иер. 37:17]]–[[old:ier:37:18|18]], [[old:ier:38:06|38:6)]]. Также и Ванея во время снега и холода сошел в ров, чтобы там убить льва [[old:2ts:23:20|(2Цар. 23:20)]]. Иеремию же погружают не в воду озера, а в тину и грязь, так что он скорее мог утонуть, чем освежиться, имея жажду. Поэтому в одном Псалме пишется: //Я погряз в тине глубокой, и нет// [для меня]// опоры// [[old:ps:068:03|(Пс. 68:3)]]. В этом углублении ада проводит время и тот некогда одевавшийся в пурпур богач, многоречивый язык которого пылал от огня наказаний так сильно, что он желал освежить его хотя бы только прикосновением омоченного в воду конца пальца [[new:lk:16:24|(Лк. 16:24)]]. А с другой стороны слово обращено к тем, которые были связаны и по милосердию Христову должны быть освобождены: Обратитесь к укреплению, узники надежды. Смысл такой: Вы, связанные ныне и содержимые в ужасном непрекращающемся заточении ада, ожидая разрешения уз чрез пришествие Христово, обратитесь к укреплению, или будете сидеть в укреплении, о котором написано: Крепость для святого есть страх Господень, – чтобы вы могли сказать: //Будь мне Богом покровителем и местом укрепленным, чтобы спасти меня// [[old:ps:070:03|(Пс. 70:3)]]; о вас скажет также и пророк: //Вот город крепкий, спасение наше [Он] обратит в стену и вал// [[old:is:31:01|(Ис. 31:1)]]. А под этим укреплением, обратиться к которому Бог убеждает надеющихся узников, или пленников Церкви, мы должны разуметь ничто иное, как райское жилище, в которое первым вошел разбойник с Господом [[new:lk:23:43|(Лк. 23:43)]]; и вот чрез пророка Захарию они призываются к укреплению, потому что уже с того времени Господь обещал, что за краткое время испытания они получат вечную награду, или, – как читается у LXX: За один день странствования твоего Я воздам тебе двукратно. В самом деле, по сравнению с вечностью все, претерпеваемое нами в мире должно назвать одним днем и не днем пребывания, а днем странствования, ибо мы, как и все отцы наши, ничто иное, как странники и пришельцы, ибо кратковременное легкое страдание наше в настоящее время производит в нас величайшую вечную славу в безмерном преизбытке, когда мы созерцаем не то, что видимо, а то, что невидимо, ибо видимое временно, а невидимое вечно [[new:2kor:04:17|(2Кор. 4:17]]–[[new:2kor:04:18|18)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды. Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне** //Возвращение рассеянных сынов Израиля, их победы над язычниками, при содействии Божием// При изображении падения языческого могущества и воцарения на Сионе Царя мира не забыты те евреи, которые рассеяны по языческим странам и томятся в неволе. Ради завета, запечатленного жертвенною кровью. Господь определяет вывести всех участников завета из рассеяния и освободить от бедствий плена. Из всех народов Господь заключил завет только с одним народом еврейским; в силу этого завета, те, которые теперь находятся как бы в безводном рву, будут поставлены на возвышенное и безопасное место; узники еврейские, как не лишенные надежды на освобождение, и названы в ст. 12 //пленники надеющиеся//. В крови завета и непреложных обетованиях Божиих лежит, следовательно, твердое основание надежды на освобождение от порабощения и плена; а за все перенесенные сынами Израиля бедствия они будут вознаграждены сугубо. [<10>]