[<10>] ====== Толкования на Зах. 9:17 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане камение свято валяется на земли его: яко аще что благо его, и аще что добро от него, пшеница юношам и вино благоуханно девам** Мы утверждаем, что камнями святыми, валяющимися на земли Божией, называются некогда бывшие в церкви святые, которые сделались в ней руководителями и наставниками. Они сделались подобными //«камени многоценну, избрану, краеугольну, честну»//, положенному Богом и Отцом //«в основание Сиону»// [[old:is:28:16|(Ис.28:16)]]. Если же основание есть камень; то //«счиневаемые и составляемые»// и созидаемые в святой храм для Бога и сами не без основания называются камнями [[new:ef:04:16|(Еф.4:16]]; [[new:1pet:02:05|1Пет.2:5)]].Весьма хорошо говорит, что они катятся, указывая тем как бы на их быстроту и готовность ко всему, что есть святого; ибо камни круглые и шаровидные оказываются более способными преодолевать препятствие и более способными к движению, если только кто захочет привести их в движение. Так и дух святых весьма удобоподвижен к тому, что угодно Богу. И если такими свойствами обладают камни, то и нам подобает твердо держаться подобного же настроения духа. **«Аще что благо его, и аще что добро его»**, очевидно, Бога, подающего нам все потребное к благочестию. Что же это такое? **«Пшеница юношам и вино благоуханно девам»**. Тем, которые действуют неустанно и с юношеским расположением духа стремятся к угодному Ему и имеют твердую решимость исполнять благое, подастся от Него и еще большая сила, как бы подразумеваемая под пшеницею; ибо //«хлеб сердце человека укрепит»// [[old:ps:103:15|(Пс.103:15)]]. Очищенным же и имеющим непорочный ум, которые по справедливости могут быть уподоблены почтенным и святым девам, подастся духовное вино, очевидно ясное и чистое знание о Боге, //«веселящее сердце человека»// [[old:ps:103:15|(Пс.103:15)]]. Итак, юноши и девы, согласно только что объясненным нами словам, будут призваны к щедрому и обильному участию в вышних благах и услышат Бога говорящего: //«ядите и пийте, упийтеся, ближнии»// [[old:pp:05:01|(Песн.5:1)]]. Такие суть ближние Богу, и не по расстоянию места (ибо неразумно понимать или думать так об этом), но по весьма сильному стремлению и расположению души ко всему самому лучшему и по любви к Нему; ибо как нечестие отвлекает и как бы отводит нас далеко, так добродетель ставит нас пред Богом, устраняя то, что отделяет и разлучает нас от Него, то есть грех. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Аще что благо, и аще что добро, пшеница юношам и вино благоуханно девам**, то есть душам, искоренившим в себе семя диавола и не повредившим прекрасного естества своего. Им уготовано вино от Грозда, вознесенного на крест, которое исполнит их несказанным услаждением. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо что есть благо Его и что есть красота Его, как не хлеб избранных и вино, оплодотворяющее отроковиц** Говорят, что Маккавеи одержат с Божьей помощью победу, бегая туда и сюда, для того, чтобы по изгнании Македонян из земли Израиля храм был очищен, заповеди Закона были соблюдаемы, и изучение Св. Писания плодотворно орошало отроковиц, т. е. народы, верующие во единого Бога, а прежде бывшие оскверненными идолослужением. Под хлебом избранных, т.е. baurim (בהורים) они хотят понимать не юношей, как перевели Семьдесят, но избранных и наученных мужей, которые заслужили вкушать пшеницу, т. е. закон Божий. Вместо слова вино, – что по-еврейски выражается словом thiros (תירוש – Акила перевел οἰνίαν, что также может быть относимо к плодородию виноградника. Таковы мысли Иудеев. Наконец, мы под пшеницей избранных, или юношей, и под вином, оплодотворяющим дев, или вином, благоуханным для дев, понимаем Господа Спасителя, Который говорит в Евангелии: //Если зерно пшеницы, падающее в землю, будет мертво, то оно остается одиноким; если же оно не умрет, то приносит многие плоды// [[new:in:12:24|(Ин. 12:24)]]. Из этой пшеницы получается тот хлеб, который нисходит с неба, и который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15). Этот хлеб вкушают те, которые крепки во Христе, и которым говорит Евангелист Иоанн: //Пишу вам, юноши, ибо слово Божие в вас// [или: нас]// пребывает, и вы крепки, и победили лукавого// [[new:1in:02:14|(1Ин. 2:14)]]. Тот, Кто есть хлеб избранных, или юношей, есть также и вино, веселящее сердце человека; его пьют и те девы, которые святы и телом и духом, так что, упившись и радуясь, они следуют Церкви и говорится им; //Приведутся для Царя девы вслед за нею, ближние ее принесутся Тебе, принесутся в веселии и радости// [[old:ps:044:15|(Пс. 44:15]]–[[old:ps:044:16|16)]]. В самом деле каким образом не будут иметь радости те, которые, упившись от чаши Спасителя, преобразуется в дев и дерзают говорить: //Введите меня в кладовую для вина, укрепите меня благовонными мазями// [[old:pp:02:04|Песн. 2:4)]]. Вино это благовонное, почему в той же песни говорится: Напоишь меня вином благоуханным, изобильною влагою гранат [или: сынов] твоих ([[old:pp:05:01|Песн. 5:1]] и дал.). Этим вином напоены те, которые следуют за Агнцем всюду, куда Он ни идет, одетые в белые одежды, потому что они не осквернили себя с женщинами, ибо остались девственными [[new:otkr:14:04|(Откр. 14:4)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]