[<10>] ====== Толкования на Зах. 10:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане провещающии глаголаша труды, и вражбителие видения ложна и сония лжива глаголаху, суетными утешаху: сего ради изсхоша яко овцы, и озлоблени быша, понеже не бе изцеления** См. Толкование на [[old:zah:10:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Зах. 10:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Зане просвещающии глаголаша нечестие, и вражбители видения ложна, суетными утешаху**, то есть утешали народ Мой ложными сновидениями, суетною надеждою мира. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря** См. Толкование на [[old:zah:10:01#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 10:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря** Напрасно было бы обращаться с подобными прошениями к идолам (терафимам): вещания от лица их одна пустота, их поклонники - предсказатели и лжепророки обманываются сами и обманывают других, утешительные предсказания их суетны: они не только не приходят в исполнение, но влекут за собою неминуемое бедствие. Штаде, в своем Критическом этюде о Девтерозахарии, указывает на особенность, с которою здесь выступают терафимы: это единственное место в Ветхом Завете, в котором терафимы представляются говорящими; только здесь и в [[old:iez:21:26|Иез XXI:26]] (= ст. 21 Синод. перев. ) являются они вообще прорицающими (Zatw 1881, S. 60; cf. //Now//. 364). Делать какие-либо выводы относительно времени происхождения второй части кн. Захарии, на основании упоминания в ней об идолах, как поступают ученые критики, однако, нельзя. Вопрос об идолах не утратил своего значения и после плена: пусть у евреев уже не было пристрастия к грубому идолопоклонству; но богоборный дух отступления от истинной веры, имевший всегда столь тесную связь с идолопоклонством, не исчез окончательно. Ружемонт рассуждает: "во время Захарии, без сомнения, у иудеев не было уже терафимов, но дух идолопоклонства не был истреблен совершенно, и если ложные пророки, с которыми имел дело еще Неемия ([[old:neem:06:10|VI:10]] след. ), исчезают в века Маккавеев и Иродов, то уступают место ложным учителям и ложным мессиям, в которых живет тот же дух" (с. 222, cf. Zatw 1881, S. 61 u. Anm.). [<10>]