[<10>] ====== Толкования на Зах. 11:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-13 **И реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся: и поставиша мзду мою тридесять сребреник. И рече Господь ко мне: вложи я в горнило, и смотри аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило** Евангельскими откровениями или жезлом добрым, то есть изрядным наставлением научены мы таинству домостроительства Единородного во плоти. Так мы услышали и уверовали, что будучи Бог, как я говорил, из Бога Отца (родшееся) Слово стало плотью и //«вселися в ны»// [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]], снизошло в образе раба, будучи в образе и равенстве Родителя, //«послушливо было даже до смерти, смерти же крестныя»// [[new:fil:02:08|(Флп.2:8)]], и будучи богато, ради нас обнищало, чтобы нищетой Его мы обогатились [[new:2kor:08:09|(2Кор.8:9)]]. Ведь Он изъял нас от уз смерти, освободил от греха, явил сынами Божиими. Да и какого из благ не даровал нам? Притом мы знаем, что //«куплены ценою»// [[new:1kor:06:20|(1Кор.6:20]], [[new:1kor:07:23|7:23)]] //«не истленными сребром или златом, но честною кровию яко агнца и пречиста Христа»// [[new:1pet:01:18|(1Пет.1:18–19)]]. Таким образом, мы оказываемся наконец должниками Ему и за собственную жизнь, ибо //«аще един за всех умре, то убо вси умроша»// [[new:2kor:05:14|(2Кор.5:14)]] Ему, и мы обязаны жить уже не для себя самих, но, по справедливому и прямому слову, для умершего за нас и воскресшего [[new:2kor:05:15|(2Кор.5:15)]]. Посему-то и говорит: **«аще добро пред вами»**, разумеется таинство домостроительства во плоти, – если, то есть, вы спасены чрез Него и находитесь в благополучном состоянии и познали Меня Спасителя и Искупителя, ради жизни всех смерть претерпевшего, то **«дадите** поставив, то есть **отделив, мзду Мою, или отрецытеся»**. Впрочем, благоразумными оказались обратившиеся из язычников, так как они поставили награду, отнюдь, конечно, не равную, но все же хотя несколько соответственную тем благам, какие получили мы от Него: как Он умер за нас, так и мы положили души за близость к Нему и любовь, святым же мученикам можно говорить: //«кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь»// [[new:rim:08:35|(Рим.8:35)]]: ибо ничто не победило душевной силы святых. Итак, на подобие Христа с нами отчасти указывается в словах: **даны в мзду Его тридцать сребреников**. Ведь предатель, поистине гнуснейший и богоненавистный Иуда, взяв тридцать динариев, предал Христа убийцам и Виновника нашего спасения продал злодеям. От язычников же в награду за Него принесены были тридцать сребреников, которые и брошены по повелению Божию в горнило, подвергаясь весьма хорошему испытанию, подобно тому как и Сам Христос был искушен за нас; ибо не без испытания будет вера наша у всеведущего Бога, и не без искушения жизнь, но как говорит блаженный Павел: //«когождо дело, яковоже есть, огнь искусит»// [[new:1kor:03:13|(1Кор.3:13)]]. Написано и о Христе, что //«внезапу приидет в церковь свою (Господь), Его же вы ищите, и Ангел завета, Его же вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его, или кто постоит в видении Его? зане Той сходит, яко огнь горнила, яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато»// [[old:mal:03:01|(Мал.3:1–3)]]. Поет и божественный Давид, как бы от лица всякого уверовавшего во Христа и хотящего жить евангельски: //«искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое»// [[old:ps:025:02|(Пс.25:2)]]. Впрочем пророк говорит, что горнило – в храме Божием; ибо церковь Христова испытывает жизнь каждого и искренность любви ко Христу и, имея дар различения духов [[new:1kor:11:10|(1Кор.11:10)]], точно знает, кто говорит Духом Святым, называя Господом Иисуса, а кто (говорит) веельзевулом, произнося на Него анафему [[new:1kor:12:03|(1Кор.12:3)]]; кто истинные поклонники, а кто опять – как волки приходящие к нам в одеждах овец. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И реку к ним, аще добро пред вами есть, дадите мзду Мою, или отрецытеся**, т.е. дайте цену крови Моей. Сие пророк говорит от лица самого Христа, посланного взыскать овец дома Израилева. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12–13 **И Я сказал им: Если это хорошо в глазах ваших, то принесите плату Мою, а если нет, то успокойтесь; и они отвесили плату Мою – тридцать сребренников. И сказал Господь ко мне: Брось их** [или: это]** в горнило** [или: к горшечнику],** приличная цена, в которую Я оценен ими. И я взял тридцать сребренников и бросил их в дом Господень в горнило** Когда бедные из Израильского стада, соблюдающие повеления Мои узнают, что сказанное есть слово Господне, и что сказанное Мною истинно, он говорит им, т. е. к бедным из стада: «Если Вам угодно, ибо вы – люди, и Я некогда сотворил вас свободными и некогда говорил в пустыне: //Если послушаете Меня, то вкусите блага земли// [[old:is:01:19|(Ис. 1:19)]], то взамен того, что Я отверг весь род человеческий и избрал вас Себе в нарочитое стадо, и, будучи Творцем всех, восхотел малую меру, заплатите Мне плату Мою, т. е. соблюдайте заповеди Мои. Если же вы не хотите заплатить, и пред очами вашими не благоугодно судить о цене имени Моему, то откажитесь открыто и делайте, что хотите». Правда, что тогда они отвечали Моисею: //Все, что говорит Господь, мы будем делать// [[old:ish:24:03|(Исх. 24:3)]]. Но в конце времен за то, что Я избрал их из среды народов и освободил из железной печи Египетской, они отвесили в плату Мою тридцать сребренников, давая их за кровь Мою Иуде предателю [[new:mf:26:15|(Мф. 26:15)]]. И сказал, – говорит Пророк, – Господь или Сам Спаситель, которому принадлежат первые слова, и Он свидетельствует, что Отец говорит к Нему, – [сказал] ко мне: **Брось его в горнило**; в Еврейском вместо последнего слова стоит Joser (יוער), т. е πλαστήν, что мы можем передать словами: ваятель и горшечник. И смысл такой: Брось цену Мою к тому горшечнику, который есть Творец и Ваятель всего. И не сказал: отнеси, а брось, чтобы плата за Господа была взвешена и оценена самим Художником и Ваятелем. И в насмешку (εἰρωνικῶς) цену Свою, т. е. цену Божественного величества, – видя себя преданным за столь дешевую цену, как тридцать сребренников, – Он называет приличною: **Приличная**, – говорит, – **цена, в которую Я оценен ими**. Но это должно быть выражено с насмешкой и презрением говорящего еще более сжато: Народ Мой и некогда бедные из стада, и избранные Мной в сыны Мне судили, употребляя покупную и продажную цену! – И Я взял, говорит Господь через пророка, как Мне было повелено Господом, тридцать сребренников, и не отложил, но бросил в дом Господа к ваятелю. Я сделал так, что предатель в доме Господа возвратил их священникам и фарисеям, причем сам предавший сознался: //Согрешил я, продавая кровь праведную// [[new:mf:27:04|(Мф. 27:4)]]. И они, так как это была цена крови, не захотели отложить их в корвану (corbona) т. е в сокровищницу (gazophylacio), а купили за них поле горшечника для погребения странников. Действительно, мы все, бывшие странниками и пришельцами закона, после искупления Его драгоценнейшей кровью погребаемся и успокоиваемся в доме Творца всех и Художника. Вместо ваятеля и художника я прежде перевел statuarium, имея в виду двоякое значение этого слова, которое значит и то, и другое. – Иудеи, изъясняя этот отрывок с некоторым лукавством, под тридцатью сребренниками разумеют тридцать предписаний закона, которые закон повелевает исполнять, а потом тридцать шесть других предписаний о том, что запрещается в законе: им будто бы повелевается, чтобы они сребро заповедей Господа возвратили Ваятелю и Художнику своему Богу, а так как они не хотели этого сделать, то были отвергнуты. Я хотел только вкратце показать, что они думают, чтобы [скорее] перейти к дальнейшему; скучно раскрывать до подробностей их весьма обширное обяснение. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников** А к этим применяется Пастырем последнее средство вразумления их и выяснение их истинных отношений к Нему. Пастырь предлагает овцам высказаться, насколько они ценят Его деятельность, - находят они ее заслуживающею вознаграждения или нет; и Он получает в награду за Свое попечение о стаде тридцать сребренников - цену раба [[old:ish:21:32|(Исх XXI:32),]] которою, очевидно, не вознаградить хотели Пастыря за Его труды, а нанести Ему тяжкое оскорбление. [<10>]