[<10>] ====== Толкования на Зах. 11:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-16 **И рече Господь ко мне: еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна. Зане се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит, и расточеннаго не имать взыскати, и сокрушеннаго не имать исцелити, и здраваго не имать направити, и мяса избранных пояст, и глезны их избиет** Когда пастырь добрый, мудрый и опытный, то есть Христос, отверг два жезла и рассеял по странам Хананейским прежде объясненным уже образом, то некоторые познали, что Он есть Слово Господне: ибо уверовали, как я сказал, что Бог сый, из Бога Отца неизреченно рожденное Слово, после того как стало подобно нам и явилось пастыреначальником всех [[new:1pet:05:04|(1Пет.5:4)]], предложило им в тайноводство и в точное познание тайны о Себе Самом евангельское наставление и световодство, и при том также и законное. Таковы именно суть два жезла, которыми, как говорили мы, пасет нас Христос //«на пажити блазе и на месте тучне»//, как написано [[old:iez:34:14|(Иез.34:14)]]. Но не поняв тайны, не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, то есть закон Моисеев, Иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного. И это ясно говорил им Сам Спаситель: //«не мните, яко Аз реку на вы ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисею, веровали бо бысте и Мне, о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете?»// [[new:in:05:45|(Ин.5:45–47)]] Итак, нет никакого сомнения в том, что они не верили ни Писаниям Моисея, ни речам Спасителя. Так как они не приняли познания истины, //«сего ради//, говорит мудрейший Павел, //«послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи»// [[new:2sol:02:11|(2Фес.2:11)]]. Действием льсти называет антихриста, присоединившись к которому Иудеи будут осуждены, и верен будет Спаситель, говорящий им, впавшим в неверие: //«Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете»// [[new:in:05:43|(Ин.5:43)]]. Что Иудеи немедля примут имеющего явиться в свое время сына беззакония, //«противника и превозносящагося паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть»// [[new:2sol:02:04|(2Фес.2:4)]], не умеющего пасти хорошо и с опытностью, Бог повелевает пророку типически предсказать это, говоря так: **«еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна»**. Ведь достойнейшие и опытные в своем деле пастыри имеют тонкие жезлы, чтобы, если и представится случай ударить, не сокрушить ударяемое. Невежественный же в этом деле и весьма неопытный в пастырском искусстве толстыми палками сокрушает их. Вот это, думаю, и означают сосуды пастырские пастыря неискусного. Так как некогда сын беззакония, облеченный царскою честью, имеет открыться живущим на земле, кажется, в образе пастыря, не дающего никакой пощады ни народам под его властью, ни народам вне его власти, то посему и говорит: **«се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит»**. Это подобно тому, как если бы сказал: впадшее в маловерие не утвердит тайноводствами. **«И расточеннаго не имать взыскати»**. Заблудившееся, говорит, с прямого пути и обыкновенно отделяющееся от стада не будет искать, то есть не изменит в лучшее и правое. **«И сокрушеннаго не имать исцелити»**. Сокрушается же кто-нибудь или порабощаемый порочным удовольствием и как бы не сносящий тяжести сладострастия, или увлекаемый заблуждениями нечестивых еретиков и не имеющий здравого ума к следованию правой вере. Этого опять исцеляет добрый пастырь. А неискусный **«и здраваго не имать направити и мяса избранных пояст и глезны их избиет»**: ибо сын беззакония будет воинствовать с святыми, и устремляя на них необузданный гнев, будет как бы разделять мясо и поядать наподобие дикого зверя. **«И глезны избиет»**, чтобы никто не мог идти прямо, – будет принуждать поклониться ему, поражая чудесами, ибо пришествие его будет по действию сатаны, и силою веельзевула сотворит знамения, чтобы, если возможно, прельстить и избранных [[new:2sol:02:start|(2Фес.2]] и [[new:mf:24:24|Мф.24:24)]], – и как говорит Спаситель: //«не бы спаслася всяка плоть»// [[new:mf:24:22|(Мф.24:22)]], при неистовствующем против всех его жестоковластии. //«Избранных же ради прекратятся дние оны»// [[new:mf:24:22|(Мф.24:22)]]; ибо убиет его Господь Духом //«и упразднит явлением пришествия своего»// [[new:2sol:02:08|(2Фес.2:8)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 15-16 **Приими себе сосуды пастыря неискусна**. Разумеется Лисимах, происходивший не от славного Ааронова семени. Он сделает все то, чего можно ожидать от неискусного пастыря: ибо неискусен тот пастырь, который **расточеннаго не имать взыскати, сокрушеннаго не имать** укрепить, больного не исцелит, здравого не напитает. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15–17 **И сказал мне Господь: Возьми себе сосуды неразумного пастыря; ибо вот Я воздвигну на земле пастыря, который не будет посещать оставленного, не будет искать рассеянного, и не будет исцелять сокрушенного, и того, что стоит, он не будет кормить, и поест плоть тучных и оторвет их копыта. О пастырь! о идол, покидающий стадо! меч на руку его и на правый глаз его, и правый глаз его, тускнея, потемнеет** Когда говорит: Еще возьми себе сосуды пастыря неразумного, то показывает, что прежде Он взял уже две розги Себе одну, называвшуюся благопристойность, другую – землемерный канат. И так как отверг их вследствие их порока и греха, а мы, – после разрыва родственных уз между Иудой и Израилем, – привились к корню доброй маслины, и слепота отчасти поразила дом Израиля, пока не войдет полнота язычников [[new:rim:11:25|(Рим. 11:25)]]; то теперь пророку говорится, чтобы он возвестил важнейшее пророчество о пастыре неразумном или неискусном. Несомненно, что пастырь неразумный или неискусный есть Антихрист; о нем говорится, что он придет в конце мира, и показывается, каковым он имеет придти. А под сосудами пастыря мы должны понимать отличительные знаки его и его одеяние: суму, посох, трубу и свисток. И как некогда Исаия, чтобы предуказать пленение народа, ходит обнаженным [[old:is:20:start|(Ис.20:2–4)]], а Иеремия, идет в дом горшечника, чтобы кусками глины разбившегося сосуда, бывшего на кружале и снова обделываемого руками горшечника, показать и погибель Израиля, и могущество Божие [[old:ier:18:start|(Иер. 18:2–9)]]; и как Иезекииль, чтобы показать разрушение Иерусалима и бегство Седекии, и угнетение, ожидающее пленников, не только словами, но и поведением своим, пробивает в стене отверстие и вытаскивает [обломки] на своих плечах [[old:iez:12:start|(Иез. 12:5–7)]]; так ныне Захария принимает вид неразумного, неискусного пастыря, чтобы провозвестить того, кто имеет придти. Этот пастырь восстанет во Израиле, потому что истинный Пастырь сказал: Я не буду пасти вас. Об этом же пастыре пророчествуется под другими именами и у пророка Даниила [[old:dan:09:27|(Дан. 9:27)]] и в Евангелии [[new:mk:13:14|(Мк. 13:14)]] и в послании Павла к Фессалоникийцам [[new:2sol:02:start|(2Фес. 2)]], – [пророчествуется под именем] мерзость запустения о том, что он имеет сесть в доме Божием, объявить себя Богом; он же и у пророка Исаии называется высокомерие (sensus magnus). И пришел он не для того, чтобы исцелить, но чтобы погубить стадо Израиля. Действительно, пастырь добрый посещает овец больных, разыскивает рассеявшихся, приносит отставших, поддерживает утомленных. Наоборот, дурной пастырь делает все наоборот, и пожирает плоть тучных, отрывает и разбивает копыта овец и агнцев, чтобы они не ходили правильно. Иудеи приняли этого пастыря, – которого Господь убьет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего, – так что те, которые не веровали истине, не спасутся, поверят лжи и будут судимы, так как приникли к неправде. – После описания нечестивого, неразумного, неискусного пастыря пророческая речь обращается к самому пастырю: «О пастырь, о идол!» Пастырь так преступен, что называется не чтителем идолов, а сам получает имя идола, когда называет себя Богом и хочет себе поклонения от всех. Он оставил на растерзание зверей то стадо, которое хранил столь долгое время. Меч на руку его и крепость, и на правый глаз его, которым он будто бы столь ясно проник в тайны Божии, что видел более всех прежних пророков, так что называл себя Сыном Божиим. А меч здесь разумеется тот, о котором мы уже и выше сказали, и теперь скажем отчасти; о нем говорит и Исаия: //Упился меч Мой на небе// [[old:is:34:05|(Ис. 34:5)]]. И будет меч Господа на руку его и на правый глаз его для того, чтобы сила его и вся дерзость его мощи окончательно истощилась, и знание, которым он лживо хвастался, покрылось вечным мраком. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **И Господь сказал мне: еще возьми себе снаряд одного из глупых пастухов. Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет** //Небрежность и своекорыстие негодного пастуха и предрекаемое ему строгое наказание// Но стадо не может совсем оставаться без пастыря; отвергнув Пастыря доброго, оно снова подпадает власти и водительству пастыря неразумного и жестокого. Пророк, согласно повелению Божию, должен взять //снаряд одного из глупых пастухов.// Этот снаряд обозначает, конечно, неразумную распорядительность и небрежение о стаде со стороны пастуха. "Раздробление копыт по Келеру, указывает на употребление в пищу жира из копыт" (//Marti// 442). - Св. Кирилл и блаж. Иероним, под неразумным, своекорыстным и жестоким пастырем разумеют антихриста (//Кир// 169, //Иерон// 142. Ср. //Luth//. S. 329). Новейшие толковники под злым пастырем разумеют Римскую Империю, жестокой власти которой евреи подпали около времени пришествия Спасителя и от которой, по отвержению Его, потерпели конечный разгром (//Keil// 631, //Haupt// 284). [<10>]