[<10>] ====== Толкования на Зах. 12:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В день он положу тысящники Иудины, яко главню огненну в дровах, и яко свещу огненну в стебли, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест** Тысящниками Иуды, как я уже прежде сказал, называет святых апостолов или же всех вообще предстоятелей святых церквей. Слово их или тайноводство, сказал, препобедит так, какою кажется головня, брошенная в дрова, и светильник – в легко возгорающийся тростник. **«Поядят**, говорит, **вся люди одесную и ошуюю окрест»**, то есть куда бы они ни пожелали идти, всюду и всячески они будут там в силе, призывая к познанию и как бы огнем божественным и духовным согревая охлажденных. Нечто подобное Бог всяческих говорил и блаженному пророку Иеремии: //«се дах словеса моя во уста твоя»// огнь, и народ сей дрова, и пояст их [[old:ier:01:09|(Иер.1:9)]], вместо: он призовет к познанию и охлажденных во грехе снова сделает теплыми духом. Охлаждено ведь сердце блуждающих и ум имеют мертвый, поклоняясь созданию вместо создавшего Бога, воздавая почитание камням и деревьям. Но и таковые, как я сказал, делаются //«духом горящими»// [[new:rim:12:11|(Рим.12:11),]] пылкими к правде и, как говорит божественный Иоанн, крещаются Духом Святым и огнем духовным [[new:mf:03:11|(Мф.3:11)]], имеющим свойство уничтожать насевший, как некий сор, на души наши грех и выгонять нечистоту любострастия. Посему и устами Исаии сказано: //«имаши углие огненное, сяди на них, сии будут тебе помощь»// [[old:is:47:14|(Ис.47:14–15)]]. И еще он говорит о себе самом:// «и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от алтаря: и прикоснуся устнам моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит огнем»// [[old:is:06:06|(Ис.6:6–7)]], углем справедливо называя Божественного и Священнейшего, грехи истребляющего Христа. Итак, божественные ученики сделались подобны головне огненной в тростнике и поели язычников кругом, однако не истребляя в погибель, но сожигая нечистые и безбожные учения лжеименного знания у них и уничтожая нечистоту исконной лжи, не допуская уму раз уверовавших охлаждаться еще в безумных и тщетных желаниях, так чтобы радуясь в себе самих они говорили Спасителю всех Христу: //«разжжено слово твое зело: и раб твой возлюби е»// [[old:ps:118:140|(Пс.118:140)]]. А что горячо и остро слово Божие, это становится ясным из слов Его к Иеремии: //«словеса моя, якоже огнь горящий, и яко млат, сотрыющий камень»// [[old:ier:23:29|(Иер.23:29)]]. И подлинно, слово Божие имеет полную способность и силу оживить и возжечь и охлажденного во грехах и легко возбудить отвердевшего и засохшего, ибо оно есть //«живо действенно, и острейшее паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и тела, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным»// [[new:evr:04:12|(Евр.4:12)]]. Сказано в одном месте и устами пророков грубому и жестокому народу иудейскому: //«обрежитеся Богу вашему, мужие иудины»// [[old:ier:04:04|(Иер.4:4)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И населится Иерусалим еще на месте своем в Иерусалиме**. Под образом Иерусалима, населяемого в Иерусалиме, Пророк представляет душу, которая от Господа нашего прияла прежнюю лепоту свою, и вселится в небесном Иерусалиме, который свободь есть ([[new:gal:04:26|Гал. 4:26]]). ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6–7 **В тот день Я сделаю вождей Иуды, как печь огненную между дровами, и как светильник огненный среди сена; и будут они пожирать направо и налево все народы в окрестности, и Иерусалим снова будет обитать на месте своем, в Иерусалиме. И спасет Господь палатки Иуды, как в начале, чтобы дом Давидов и слава жителей Иерусалима не возвеличилась над Иудою** Когда вожди Иуды скажут в сердцах своих: укрепи мне, Господи, осажденных в Иерусалиме, чтобы они побежденные вследствие своей слабости, одержали верх с помощью Твоей: тогда Я, Господь всемогущий, Бог их, сделаю вождей Иуды, как печь огненную среди огня, и как горящий факел среди стеблей, чтобы они истребили врагов, с которыми соединились притворной дружбой. И будут они пожирать справа и слева, и истребят все народы в окрестности, чтобы Иерусалим снова обитал на месте своем и уже не боялся враждебных набегов. Восстановят они также и города, крепости, поселения и отдельные жилища колена Иуды, бывшие разрушенными и опустошенными, и восстановят в том виде, в каком они были до разрушения, и никогда уже ни царский дом, ни родовитые и знатные из колена Иуды, ни жители Иерусалима не будут величаться в глазах колена Иуды тем, что оно было под их управлением и подчинялось их определениям; но они будут знать, что и над ними, и над коленом Иуды победа принадлежит Господу. В отношении к событиям пророчество это или уже исполнилось, или еще имеет исполниться. Мы же, предоставляя суду Божию несомненность исполнения событий и [истолкование их] святым Божиим, которые получили от Бога дух премудрости и истины, скажем, что во время гонений против церкви вожди и начальники Христианского народа (nominis), – о которых мы сказали выше, – когда Господь возвратит мир Иерусалиму и убьет противника духом уст Своих, – [эти вожди] будут как огненная печь среди дерева, чтобы пожирать древа, не приносящие плодов и как горящий уголь среди соломы, чтобы предавать огню все то, что [подобно мякине] не имеет зерна и легко уносится всяким ветром учения. И будут, говорит он, вожди Иуды и начальники пожирать направо и налево не хотевших идти средним путем и не знавших, что крайности (ὑπερβολάς) суть зло; посему то народ Господень обещает не уклоняться ни направо, ни налево, но идти путем правым [[old:chis:20:17|(Числ. 20:17)]]. Путь правый есть крайняя умеренность, что у греков выражается словом φειδωλία (бережливость); путь левый это роскошь, а путь средний и правый это – воздержность. Итак, все находящиеся на правой стороне, это те, которым говорится: //Не будь слишком праведен// [[old:ekl:07:16|(Еккл. 7:16)]]; а на левой те, которые слышат: //Пути левые – пути развращенные// [[old:pr:04:28|(Прит. 4:28)]]; пожирающий огонь истребит [их]; а после уничтожения врагов и исчезновения их, Иерусалим, т. е. Церковь, снова получит прежнюю славу, и будет в своем положении; а палатки Иуды спасутся; собрания христиан будут распространены по всему миру; из них как бы из шатров и палаток мы желаем идти в тот дом, который не создан руками, и в небесный Иерусалим. Поэтому же жилища народа и всех, носящих имя Христиан и причисленных к простому народу, получат прежний мир, после того как владыки церквей будут осаждены и обращены в бегство, чтобы учители и наставники не воображали, что мир возвратился к церквам вследствие их учения и мудрости, а верили, что вследствие помощи от Господа. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме** Предводители иудеев будут недоступны для враждебных действий язычников: приближение к ним будет так же опасно, как опасна для дров жаровня с огнем или как горящий светильник для снопов; этот огонь мужества, воспламеняемый Самим Богом, истребит все окрестные народы со всех сторон; Иерусалим же будет спокойно пребывать на своем месте. [<10>]