[<10>] ====== Толкования на Зах. 12:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И населится Иерусалим еще по себе: и спасет Господь селения Иудова якоже исперва, яко да не величается похвала дому Давидова, и величания живущих во Иерусалиме на Иуду** Не всегда, говорит, Церковь будет в тревожном состоянии, и не бесконечным преследованиям подвергнется она, но успокоится некогда и населится **«по себе»**, то есть особняком, когда никто не будет притеснять ее, ни причинять скорбь, ни внушать страх, ни увеличивать скорбь искушений. И это потому, что **«спасет Господь селения Иудовы якоже исперва»**. Защитит Он Свои церкви или свои **«селения»** так, что уделит им попечение равное тому, какое даровано было древле Израилю, освобождаемому из Египта. Тогда Бог всяческих извел Израиля из дома рабства и //«от пещи железны»//, как написано [[old:vtor:04:20|(Втор.4:20)]], и от несносного жестоковластия, //«рукою крепкою и мышцею высокою»// [[old:vtor:05:15|(Втор.5:15)]], когда преследующих //«потопи в чермнем мори, пучиною покры их»// [[old:ish:15:04|(Исх.15:4)]] //«и погрязоша яко олово в воде зелней»// [[old:ish:15:10|(Исх.15:10)]], освобожденные же перешли. Столб огненный предводительствовал ими ночью, показывая путь, днем же над ними висело облако. Затем ели хлеб с неба и спасались в пустыне от укушений змей; преодолевали врагов, перешли Иордан, были обрезаны каменными ножами, вошли в землю обетования. Сие дарует Христос ищущим селений Его, то есть Церкви. Так и их спасет, освободив из рабства под властью диавола и изъяв из демонского владычества, проведши как бы чрез море чрез искушения этой жизни и суетное волнение, а Себя самого предложив им в славную опору и столб, освещающий находящихся во тьме, и как бы в облако, орошающее духовою росою, – став для них и хлебом жизни и явив бездейственными и бессильными укушения духовых змей, и также переведши чрез Иордан, являя их чистыми чрез обрезание по духу и вводя в царство небесное. Сие дарует Он Своим поклонникам и спасет их таковыми способами, **«яко да не величается похвала дому Давидова»**, то есть начальствующие над Иудеями, чтобы не было величаний или поводов к величанию против Иуды у жителей чувственного и земного Иерусалима. Ведь они были высокомерны и весьма надменно относились к уверовавшим во Христа и к самому Эммануилу, всегда и всюду выставляя на вид предписания, данные древним чрез Моисея, и указывая на покровительство, оказанное отцам их. Посему они говорили некогда: //«кое убо ты твориши знамение, да видим и веру имем тебе? Что делаеши? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти»// [[new:in:04:30|(Ин.4:30–31)]], – или: //«мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть»// [[new:in:09:29|(Ин.9:29)]]. Итак, говорит, сотворит нам Бог всяческих чудо, хотя и не так видимо, как и тогда, но духовно, и таким образом спасет нас, живущих в собственных селениях, чтобы не гордились перед нами Иудеи или начальствующие над ними. Это именно и значит, думаю, **«похвала дому Давидова»**. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И спасет Господь селения Иудова**, то есть Иудеев спасет от Греков, как избавил их прежде от племени Гогова. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою** См. Толкование на [[old:zah:12:06#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 12:6]] ===== Лопухин А.П. ===== **И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтобы величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою** Победа над язычниками будет чудесная, и шатры Иуды будут спасены прежде укрепленной столицы; "и никогда уже ни царский дом, ни родовитые и знатные из колена Иуды, ни жители Иерусалима не будут величаться в глазах колена Иуды тем, что оно было под их управлением и подчинялось их определениям; но они будут знать, что и над ними, и над коленом Иуды победа принадлежит Господу" (//Иерон// 150). [<10>]