[<10>] ====== Толкования на Зах. 12:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-14 **В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне. И восплачется земля по племенам племенам: колено о себе, и жены их о себе: колено дому Давидова о себе, и жены их о себе: колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе: колено дому Левиина о себе, и жены их о себе, колено Симеоне о себе, и жены их о себе. Вся прочая колена, колено и колено о себе, и жены их о себе** Когда вся Иудея будет опустошаема некогда войском римским и самый Иерусалим будет осажден, тогда, говорит, среди находящихся в нем будет такой плач, какой издает земледелец о вырубаемом саде с гранатовыми яблонями. Прекрасно это дерево; из корня выпускает оно частые, прямые и весьма длинные ветви, а когда украшается оно своими плодами, тогда особенно вызывает большое удивление. Приятнейший плод – гранат, отличающийся естественной красотой, свешивающийся с ветвей и имеющий внутри себя косточки и красноватую оболочку. Весьма тяжело, как я сказал, и печально бывает, когда посекается дерево вместе с плодами. Но нечто подобное пришлось видеть Иудеям; ибо в отношении подзаконных почестей начальствовавшие у них справедливо могут быть уподобляемы плодоносным гранатам. Одни, из колена Иудова, занимая царские троны, были у них в уделе славы. Другие, из колена Левиина, увенчанные высоким саном священства, также были славны и знамениты. А что сказать о судьях и законниках, а также об украшенных другими почестями? Но так как они неистовствовали на Христа, то отданы врагам; и когда Веспасиан и Тит опустошали страну их, осаждали Иерусалим и всех находящихся в нем изводил голод, тогда все наполнилось скорбью и плачем. Свидетельствует о том и Иосиф. Составив книги о плене, он в одном месте сказал об Иерусалиме в таких словах: «стенания были в городе повсюду, вопль раздавался далеко, и плач был заразительным». Как назвал его (Иерусалим) Ливаном и лесом, говоря: «разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя; да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко велможи вельми обеднеша; восплачевопльствите дуби васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная»; так называет и садом вырубаемым. Подтвердит слово это и божественный Матфей, передавший народу Иудейскому: //«уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо»// [[new:mf:03:10|(Мф.3:10)]] и сжигается. Итак, говорит, будет в нем великий плач, какой бывает о гранатовом саде, изобилующем, конечно, плодами и неожиданно вырубаемом. А **«восплачется земля по племенам племенам, и жены их о себе»**. Думаем, что не то хотел показать блаженный пророк, что в каждом колене мужчины станут отдельно от женщин в одном месте, а женщины в другом и произведут плач, ибо это, как кажется, было бы делом излишним и бесцельным. Скорее же научает тому, что каждое колено с женами своими будет иметь некий особенный повод к плачу. Посему и говорит,** «и колено дому Давидова о себе и жены их о себе»**. Скажем теперь, насколько возможно, о бедствии каждого колена. Одни, именно из колена Давидова или Иудина, утратившие царство, неудержимо плачут о том, что лишились столь блестящей славы. Другие, именно из колена Левиина, удаленные от почестей священства, вместе с своими женами произведут плач. Третьи, именно из племени Нафана, – а это был пророк, хотя и не вполне истинный, – тоже плачут, ибо им нельзя уже предсказывать несправедливое, говорить от сердца своего [[old:ier:23:16|(Иер.23:16)]], предлагать неразумным собственные слова как бы от Бога и чрез то собирать корысти. Есть предание, что судей, учрежденных в свое время, Иудеи брали из колена Симеонова, имевшего мужей разумных и сведущих в законе, а также много таких, кои превосходили прочих жизнью сообразно с законом. Посему говорит, что колено Симеоново плачет о себе самом. И у них был некоторый собственный плач, ибо они не судили право и не старались, следуя божественным законам, совершать угодное Богу, но, напротив, были корыстолюбивы и весьма продажны и, как говорит пророк, //«судии его яко волцы Аравийстии»// [[old:sof:03:03|(Соф.3:3)]]. Вместе с этими необходимо было плакать и другим коленам, как удаленным от приятнейших для них мест и обычаев, причем уже и сама смерть висела над головами их, и самый голод настигал их подобно неприятельскому мечу. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поле Магедоне**. В это время вопль будет столько же велик, как и в тот день, когда Египтяне умертвили Иосию на поле Магедоне. Таковы же действительно были плач и рыдание об Иуде Маккавее, прославившемся блистательными победами в войнах с народами, которые вели брань с Иерусалимом и с народом иудейским. Когда Иуда был умерщвлен, тогда Иерусалим и жители его горько плакали о нем. Вполне же исполнилось сие на Господе нашем. В день страдания Его возрыдала вся тварь, как о первенце, распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, возстенал самый ад, оставляемый исходящими из него мертвецами. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11–14 **В день тот будет великий вопль в Иерусалиме, как вопль Ададреммона на поле Магеддона. И будет рыдать земля, и семьи, каждая отдельно; семья дома Давидова отдельно, и женщины [или: жены] их отдельно (Еврейское слово nese, т е. γυνκὰικες значит и то и другое). Семья дома Нафана отдельно, и женщины их отдельно; семья дома Леви отдельно и женщины их отдельно, семья Самея отдельно, и женщины их отдельно. Все остальные семьи каждая семья отдельно, и женщины их отдельно** Ададремон (הדדרמון), вместо которого LXX перевели: ῥοὼνος, есть город вблизи Изреелема, называвшийся в древности этим именем, а ныне называющийся Максимианополис на поле Магеддон, где Иосия, царь праведный, был поражен фараоном по имени Нехао [[old:4ts:23:29|(4Цар. 23:29)]], о котором Иеремия написал Плач, а что он написал эту книгу, об этом свидетельствует книга Паралипоменон [[old:2par:35:25|(2Пар.35:25)]]. Таким образом, как в то время после царей согрешивших [перед Богом] вся надежда народа была в Иосии и после убиения его в граде поднялся великий вопль, – как мы читаем в Еврейском тексте [[old:pier:04:20|(Плач. 4:20]]): //Дыхание уст наших Помазанник Господь взят во грехах наших, ему мы говорили: Под тению Твоею мы будем жить среди народов// (пусть другие относят это место соответственно духовному значению к Господу Иисусу): так и после распятия Спасителя возобновится плач в Иерусалиме, – как некогда было в Ададремоме на поле Магеддон. А следующие за этим слова: Будут рыдать семейства каждое отдельно или: племена и племена отдельно, семья дома Давидова отдельно, и жены, или: женщины их отдельно обозначают то, что во время страдания и воплей мы не должны служить супружеству или делам брачным. Поэтому и у Иоиля в виду близкого плена говорится Иудеям: //Выйдет жених из брачного чертога// [или: ложа]// и невеста из брачной горницы// [[old:iol:02:16|(Иоил. 2:16)]]; и при наступлении потопа повелевается Ною: //Войди в ковчег ты и сыны твои, и жена твоя и жены сынов твоих// [[old:gen:06:18|(Быт.6:18)]], а затем по окончании потопа говорит [или: говорится] к нему: //Выйди ты, и жена твоя, и сыны твои, и жены их// [[old:gen:08:16|(Быт. 8:16)]]. Таким образом, разделенные в ковчеге под угрозой опасности, они по возвращении на землю (mundo) могли [снова] служить продолжению рода в детях. Это бывает не только во времена бедствий, но и во время молитвы, когда мы хотим умолить Господа, как об этом говорит Апостол в послании к Коринфянам: //Не отказывайтесь друг от друга, разве только по соглашению на время, чтобы бодрствовать на молитве// [[new:1kor:07:05|(1Кор. 7:5)]]. Итак и ныне колено дома Давида и колено дома Нафана, и колено дома Левия, и колено дома Самея, разлучаются от жен своих, чтобы оплакивать единородного и первородного Господа Ииисуса, о Котором они сказали: //Кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]]. В лице Давида разумеется колено царственное, т. е Иуда; в лице Нафана указывается чин пророческий; имя Левия относится к первосвященникам, ибо от него произошло священство; в лице Самея разумеются учители, ибо из этого колена нарождались многие учители. Об остальных коленах он умолчал, ибо они не имели никакого преимущества в достоинстве. А в его словах: Все остальные колена, каждое колено (tribus et tribus) отдельно и жены их отдельно он разумеет вообще все, не называя их. Нужно сказать также, что под ῥοὼν у LXX называется не одно только дерево гранатовых яблок, т. е финикийского яблока, но место, засаженное этими деревьями, о котором в духовном смысле говорит жених в Песни Песней: //Я сошел, чтобы посмотреть в ростках у потока, зацевел ли виноград, зацвели ли гранатовые яблок//и [[old:pp:06:10|(Песн. 6:10)]]. Действительно, Спаситель сошел в поток века сего и в бурные воды, из которых пил, как говорится прообраз Его Илия [[old:3ts:17:start|(3Цар. 17:2–8)]], чтобы после цветения винограда и гранатового дерева собрать плоды того и другого и, напояя Церковь свою, услышать от нее: //Ты напоишь меня вином благоухания, вином гранатовых яблок моих// [[old:pp:08:02|(Песн. 8:2)]]. Питье этого рода не только утоляет жар желудка, но, – как говорят, – излечивает боль его и помогает остальным частям внутренностей. Ничего нет прекраснее этого яблока, ибо в красноте его указывается робкая стыдливость Церкви; а в правильном расположении зернышек – степени и члены всего тела, распределенные для исполнения отдельных служений. Когда в винограднике этого рода и яблоках Спаситель не найдет плода, Он скажет: //Отец удалит всякую ветвь, не приносящую плода, а всякую приносящую плод очистит, чтобы она принесла плод больший// [[new:in:15:02|(Ин. 15:2)]]. И в другом месте Иоанн Креститель восклицает: //Уже секира положена у корня дерев// [[new:mf:03:10|(Мф. 3:10)]], //всякое дерево, не приносящее плода доброго, будет отсечено и брошено в огонь// [[new:lk:03:09|(Лк. 3:9)]]. Во время посечения пороков или зла, когда в день судный будет отложено в сторону всякое внешнее достоинство (nomina dignitatum) и исполнится слово Писания: //Вот человек и дела его, и пшеница будет отделена от мякины// [[new:mf:03:12|(Мф. 3:12]]; [[new:lk:03:17|Лк. 3:17)]] будет вопль великий не в другом месте, а в Иерусалиме; ибо наказание и суд начнеть Он от святых, а цари, первосвященники, пророки и учители будут ударять себя руками в грудь, когда увидят, что прекраснейшие, по их мнению, плоды посечены, а Тот, Которого они пронзили, царствует в величии Своем и Отца Своего. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской** Плач о Том, Которого пронзили, можно сравнить разве с плачем по благочестивом царе Иоссии, убитом при Гададриммоне на равнине Мегиддонской. "Иоссия... погиб, по замечанию Ружемонта, жертвою ужасного проклятия Божия, тяготевшего над его народом, а не вследствие собственного неблагоразумия ([[old:4ts:23:25|4 Цар XXIII:25]] и след.), и смерть его была предметом народных надгробных песен, наверно, не забытых еще во время Захарии" ([[old:2par:35:25|2 Пар XXXV:25]], с. 237; см. //Oehl//. 98-99, 27:4; //Reinke// 231; //Юнг// II, 7:4-7:5, 7:7). [<10>]