[<10>] ====== Толкования на Зах. 13:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление** Домом Давидовым называет родство Давидово, так как Иосиф, обручник Марии, был из дома Давидова. //"Обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова"// [[new:lk:01:27|(Лк.1:27]]; [[new:lk:02:04|2:4)]]. С пришествием Спасителя всякое место открыто – восток, запад, юг, север. **//Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление** Снова обращает речь к следующей за сим будущей судьбе возлюбивших явление Христа. Те, гордые и непослушные, подвергнутся, говорит, осаде и будут оплакивать свои собственные бедствия. Напротив, в духовном и поистине святом Иерусалиме и в доме Давидовом, то есть в Церкви, с явлением Христа из семени Давида по плоти, **«всяко место будет отверзаемо»**, то есть будет некая обширная равнина и как бы привольная жизнь, треблаженная и беспечальнейшая. Впрочем, следует заметить, что это место евреи опять читают иначе. Вместо: **«всяко место будет отверзаемо»**, они читают: всякий источник откроется. Весьма, впрочем, вероятно, что и цель перевода Семидесяти направлялась к тому же самому, чтобы выразить нечто подобное же, хотя (в нем) и иной способ чтения слов. Итак, непокорный и упорный Иерусалим, злой и отступник, //«избивый пророки и камением побиваяй посланныя»// к нему [[new:mf:23:37|(Мф.23:37)]], получит воздаяние, соответствующее его собственным дерзким деяниям. Он будет вырублен подобно гранатовому саду. Для населяющих же духовный Иерусалим, или дом Иудин, то есть Христа, **«будет всяко место отверзаемо»**, или во всяком месте будет источник, источающий воду очищения, очевидно воду святого крещения, чтобы быть полезным для уверовавших **«и в предвижение и в окропление»**. Что же означает **«предвижение»**? – Передвижение иудеев от законного водительства в гражданство под властью Христа, от тени к истине, от образа и буквы к духовному служению. Какое же передвижение будет для еллинов? От неверия они приходят к вере во Христа, от первоначального неведения к чистому познанию истинно Сущего Бога, от мрака к свету. Передвижение же общее, свойственное всякому призванному по вере, как Иудею так и Еллину, это – от мудрования о плотском к избранию жизни святой и чистой, и к хождению в духе, по слову блаженного Павла [[new:rim:08:04|(Рим.8:4, 9)]], от почитания того, что в мире, к любви к премирному. А что, принимая божественное и священное крещение, мы окропляемся кровью Христа в очищение греха, в этом как можно сомневаться? Итак, путь к передвижению и окроплению для живущих в доме Иудовом есть спасительное крещение, то есть всякое место отверзаемое, или всякий источник открывающийся и изливающий воду очищения. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И отверзется источник** спасения **дому Давидову и живущим в Иерусалиме**. Обыкновенный смысл слов сих таков: Иудеям, погруженным в печаль при мысли, что нет уже им надежды на спасение, источник спасения отверзет Ионафан брат Иуды Маккавея. По разумению же духовному и в истинном смысле, под именем источника спасения разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребр Господа нашего **в окропление и очищение** - в окропление для омовения от скверн и в очищение для изглаждения грехов. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день откроется источник дому Давида и живущим в Иерусалиме для омовения грешника и нечистоты** (menstruatae) Об этом источнике, исходящем из дома Давидова, читается и у пророка Иезекииля [[old:iez:47:start|(Иез. 47:2–5)]], что прорвется источник и разрастется в реку; которая называется водой отпущения и снисхождения; и продолжит он путь свой до пустыни и до моря, ныне называемого Мертвым, и оживотворит всех рыб, и по обоим берегам реки вырастут разного рода деревья, обильно приносящие плоды все новые и новые каждый месяц. А чтобы мы знали, что дом, т. е. храм Божий, есть именно дом Давида, дом, который у Иезекииля называется домом Божиим, у Захарии называется домом Давида. Этот источник, исходящий из дома Божия, относится к церкви и к познанию Писаний для того, чтобы мы все возродились во Христе, и чтобы были прощены грехи наши в воде крещения. Нет ничего более нечистого, чем женщина во время очищений, она делает нечистым всё, к чему ни прикоснется; однако и её нечистота омывается крещением Христовым. Вместо омовения грехов и нечистоты (menstruatae) LXX перевели: передвижение и орошение; это потому, что мы переходим от закона к Евангелию, от буквы – к, духу, от тени [истины] – к истине; вместо кратковременного настоящего наступает будущее вечное. А орошение обозначает кровь Господню, о которой говорит и Апостол Петр: //Благодать вам и мир да умножится в послушание и окропление кровью Иисуса Христа// [[new:1pet:01:02|(1Пет. 1:2)]]. И снова: Зная что не сребром и золотом тленным вы искуплены, но драгоценною кровию как Агнца непорочного и чистейшего [[new:1pet:01:18|(1Пет. 1:18]]–[[new:1pet:01:19|19)]]. Тот, кто будет орошен и искуплен ею, тот может говорить с пророком: //Ты окропишь меня, Господи, иссопом и очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега// [[old:ps:050:09|(Пс. 50:9)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты** //Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков// За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения. [<10>]