[<10>] ====== Толкования на Зах. 13:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4-6 **И будет в день он, постыдятся пророцы, кийждо от видения своего, внегда пророчествовати ему, и облекутся в кожу власяную, зане солгаша. И речет: несмь пророк аз, яко человек делаяй землю аз есмь, зане человек роди мя от юности моея. И реку к нему: что язвы сия посреде руку твоею? и речет: ими же уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего** Что и наказания и осуждения достойным почитается у нас то, что некогда возбуждало к себе удивление, это легко можно видеть и из приведенного места. Пророчествовали, как говорил я, во Израиле лжецы и обманщики и обыкшие прельщать //«ради горсти ячмене и укруха хлеба»// [[old:iez:13:19|(Иез.13:19)]], по написанному. Между тем их, дерзавших на сие, никто не возбранял и не желал остановить как нечестивцев, а напротив, несчастные, они удостаивали их увенчания похвалами и высшими почестями. Посему и они пришли в худшее состояние, страдая недугом, как бы питавшимся чрез легкомыслие тех, кои возбуждали в них удивление. В нынешнее же время, говорит, они постыдятся, очевидно, потому, что не только не приемлется лжепророчество, но напротив воспрещается, и даже из самих, дошедших до такой дерзости, требуют наказания за сие безумие, так что, уличаемые немедленно, они отказываются от этого зла и **«облекаются в кожу власяну, зане солгаша»**, то есть плачут о зле и рыдают о прегрешении, раскаиваясь в том, что дошли в своих умствованиях до такого неразумия, что говорили ложь на Бога, без всякого стыда, – исповедуют свой грех и просят прощения, говоря ясно: **«несмь пророк аз, яко человек роди мя от юности моея»**, то есть: потому что я дитя человека. А природа (человеческая) очень слаба, весьма легко увлекается к неправому и удобопреклонна ко греху. Таковы могли бы быть речи раскаивающихся. Если же, говорит, Я восхотел бы спросить его: что это за раны или язвы, видимые на руках? то они ответит опять: **«ими же уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего»**, разумеется препятствие ему со стороны отца и матери и те наказания, каких они требовали ему за его безрассудство, ибо дом возлюбленного для каждого из нас есть дом родителей. Итак, смотри, как велико различие между прежним и нынешним положением дел. Лжепророки у тогдашних людей возбуждали к себе удивление, были в славе и хорошем мнении и, совершая это, не раскаивались. В настоящее же время, если кто решится следовать их предсказаниям, то подвергается порицанию и постыждается, даже наказуется приговором своих родителей, раскаивается как согрешивший, скорбит и плачет, признаваясь в слабости человеческой природы и удобопреклонности к греху, ибо дух нечистый отнят от земли силою и властью Спасителя нашего Иисуса Христа. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Постыдятся пророцы ложные**. Постыдятся, потому что сами родители будут укорять их. **И не облекутся в кожу власянную**, чтобы обман прикрыть видом истины. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4–6 **И будет в день тот: придут в смущение прорицатели, каждый от видения своего, когда будет пророчествовать и не будут покрываться грубою холщевою одеждою, чтобы обманывать, но** [каждый]** будет говорить: Я не пророк, я земледелец, ибо Адам служит мне примером от юности моей. И будет сказано ему: Что это за раны среди рук твоих? И скажет он: Так я ранен был в доме тех, которые любили меня** Тот, кто попытается пророчествовать, когда будет осужден родительским судом, и лживость пророчества его будет доказана тем, что предсказанное вышло наоборот, придет в смущение от видения своего и не покроется уже больше власяницей, чтобы обманывать. Ибо так было в обычае у пророков, что когда они призывали народ к покаянию, то одевались во власяницу. Поэтому и Исаии повелевается, чтобы он снял рубище от чресл своих и ходил обнаженным [[old:is:20:02|(Ис. 20:2)]]; хотя это было не время покаяния, но время угрожающего наступить пленения. Таким образом и этот лжепророк не возьмет на себя пророческой одежды, чтобы в чуждой одежде и покровах не обманывать некоих простаков, а предпочтет пахать сохою землю и покажет в себе человека, преданного возделыванию земли, и повинующегося определению Божественного суда, изреченного над Адамом: //Проклята земля за дело твое, в трудах ты будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, терновник и колючки будет производить она тебе, и будешь есть траву земную, и в поте лица своего питаться хлебом// [[old:gen:03:17|(Быт. 3:17]]–[[old:gen:03:18|18)]]. И когда он покажет, что рожден для того, чтобы в поте лица своего есть хлеб свой, то другой спросит его: Что значат эти язвы и следы ударов посреди рук твоих? Смысл такой: Почему ты привязан к виселице? Почему руки твои пробиты гвоздями? Что сделал ты такое, что подвергаешься сему наказанию и мучению? И он будет отвечать и скажет: «Эти раны и эти язвы я принял как осужденный по приговору своих родителей и тех, которые не ненавидели меня, а любили». И по прогнании лжи, истина возобладает настолько, что даже сам наказанный за свое преступление сознается, что он понес наказание по справедливости. Слова писания: **Не будут покрываться грубою холщевою одеждою, чтобы обманыват**ь евреи разъясняют так: И не исполнятся духом демонским те, которые у Исаии названы τριχιῶντας, т. е. покрытыми волосами, чтобы с помощью изобретенной для этого случая одежды не выдавать себя за изрекающих от имени Божия, или: чтобы не отрицать Бога, ибо слово chaesu (כהשו) может быть переведено и словом лгут и словом отрицают. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего** Да и сами прорицатели устыдятся своей предосудительной деятельности и перестанут носить одежду, употреблявшуюся обыкновенно пророками. Вместо высокого звания пророка предпочтут выдавать себя за земледельцев. [<10>]