[<10>] ====== Толкования на Зах. 13:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут, а третия останется на ней: и проведу третию часть сквозе огнь, и разжгу я, якоже разжизается сребро, и искушу я, якоже искушается злато: той призовет имя мое, и Аз услышу его и реку: людие мои сии суть: и тии рекут: Господь Бог мой** Когда рука Божия настигнет нечестивых лжепастырей, кои разрушили царский виноградник, то и сами, говорит, неразумно содействовавшие нечестивым замыслам их не останутся без наказания и возмездия. Так, города вместе с жителями истреблены войною и пали, подвергшись всецелой гибели, и едва спасся останок [[old:is:10:22|(Ис.10:22]]; [[new:rim:09:27|Рим.9:27)]], который разумеется в третьей части всего множества, ибо, по милосердию Божию ради отцов, истребляется Израиль не весь до конца. О сем и сам блаженный Исаия говорит: //«и аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом»// [[old:is:01:09|(Ис.1:9)]]. Впрочем, третью часть или останок, то есть уверовавших из народа израильского, проведет, говорит, сквозе огнь и разжет их, как сребро и злато; ибо жизнь святых не без тяжестей, но истинно то, что //«хотящии жити благочестно о Христе, гоними будут»// [[new:2tim:03:12|(2Тим.3:12)]]. Да, они призваны к испытанию многих скорбей и гонений и как бы разжены, испытываемые посредством искушений, так что с дерзновением могут говорить: //«яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро»// [[old:ps:065:10|(Пс.65:10)]]. Какая же польза от сего? или какая будет награда так претерпевшим и испытанным? – Они соделались своими Бога, знаемыми и возлюбленными, ибо вменены в //«народ святой, в царское священство, в людей (взятых) в приобретение, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы к чудному Его свету, бывшие некогда не народ стали народ»// [[new:1pet:02:09|(1Пет.2:9–10]] ср. [[old:os:02:24|Ос.2:24)]]. Некогда она слышали: //«егда руки прострете ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас»// [[old:is:01:15|(Ис.1:15)]]. Теперь же говорит, что **«той призовет имя мое, и реку: люди мои сии суть»**. Так, они стали собственным уделом Бога и Отца, даны и Сыну, ибо Он вместе с Родившим Его соначальствует над всем, и имеют благосердого и милостивого Творца и Владыку всяческих. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут**, то есть в той земле, в которой обитали Иудеи, и в царственном городе их Иерусалиме две части жителей погибнут от меча, или рассеются и будут блуждать по вселенной. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней** См. Толкование на [[old:zah:13:07#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 13:7]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ , и они скажут: Господь - Бог мой** Те, кто были виновниками смерти Пастыря или сочувствовали этому злодеянию, не избегнут заслуженного наказания. На всей земле, т. е. земле Израильской, две части живущих будут истреблены, а третья останется. "Весь народ иудейский является здесь в качестве оставленного умертвленным Пастырем наследства, которое разделяется на три части: из них смерть, присвояя себе право первородства, получает две части, жизнь одну (//Keil// 646). Но и оставшаяся третья часть будет испытана и очищена огнем бедствий и искушений; после же того эта часть сделается поистине народом Божиим, не вотще призывающим имя Божие. [<10>]