[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сие будет падение конем, и мском, и вельблюдом, и ослом, и всем скотом сущим в полцех онех, по падению сему** Определив уже (различные) образы наказания, коим в свое время всенепременно подвергнутся ополчавшиеся на святой град, и преследовавшие, надменные, мерзкие и любящие обвинять, даже говорившие неправду на Бога и //«воздвизающие на высоту рог»//, по слову псалмопевца [[old:ps:074:06|(Пс.74:6)]], – благополезно потом прибавляет, что **«сие будет падение конем, и мском (мулам), и вельблюдом, и ослом, и всем скотом»**. Посредством подъяремных указывает на ездящих на них. На Иудеев и на самый Иерусалим нападали как отдаленные, так и соседние народы. Из них одни, как Вавилоняне и Сирийцы, а также Египтяне, были наездниками на конях, – а другие запрягали верблюдов, ослов и лошаков, каковы Моавитяне и кочевники пустыни, о коих и пророк Исаия упоминает, говоря: //«в печали и в тесноте лев и львичищ: оттуду аспиды и племя аспидов парящих, иже везяху на ослах, и на велблюдех богатство свое»// [[old:is:30:06|(Ис.30:6)]]; – и в другом месте говорит, что он //«узрел всадника на осляти и всадника на велблюде»// [[old:is:21:07|(Ис.21:7)]]. Итак, в лице языческих народов, всегда воевавших против земного Иерусалима, как в прообразе, описывает врагов истины, дабы по ним мы уразумевали наших видимых и невидимых врагов, с коими у нас брань. Если же кто пожелает свойства скотов принимать в значении прообраза врагов Церкви, то ничего несправедливого не будет так говорить и понимать. Так одни из них явили себя стремительными и дерзкими, как, пожалуй, кони, коим со всею справедливостью можно приписать любострастие и неистовство в отношении женского пола, – другие наподобие лошаков оказались дикими и жестокими (дикими обыкновенно называют их и еллинские поэты), – иные же по своим свойствам, были подобными верблюдам, то есть несправедливыми и надменными и по глупости высокоумствующими, – а иные, ничем не отличаясь от ослов, страдали недугом крайнего неразумия, ибо ленив осел и туп к ощущению и служит образом крайнего неразумия. Должно заметить, что воинствующих с Церковью не уподобляет ни одному из кротких и чистых животных, как например овце и волу, но наоборот сравнивает с нечистыми и неручными, каковые и законом (Моисеевым) осуждались как негодные и нечистые. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них** См. Толкование на [[old:zah:14:13#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 14:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них** См. Толкование на [[old:zah:14:14#lopuxin_ap|Зах. 14:14]] [<10>]