[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В день он будет еже во узде коня, свято Господу Вседержителю: и будут коноби в дому Господни яко чаши пред лицем олтаря** **В день он будет еже во узде коня свято Господу Вседержителю.** Так как уже утихла всякая война, прекращено сражение, враги прогнаны и непрестанный наконец мир венчает святой город, то есть Церковь, то и военные, говорит, снаряды окажутся праздными, как бляхи и украшения на уздах (коней). В чем таком будет иметь нужду всадник, отличающийся в сражении, если совсем нет ни одного сопротивника? Итак, священными, говорит, будут сосудами и посвящением Богу военные доспехи. Так как Он есть Управитель мира, то Ему справедливо и посвящаются уже излишние и бездейственные военные снаряды. Так и блаженный пророк Исаия сказал о неких, что //«раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися»// [[old:is:02:04|(Ис.2:4)]], когда времена мира как бы убеждают их отдать военные доспехи на нужды земледелия и перейти к другим мирным занятиям, бросив военные упражнения. Так и божественный Захария говорит, что, когда наконец дан будет Богом непрестанный мир, то снаряды, нужные для ратников, преобразуются в посвящение Богу, ибо совсем упразднится войско и не будет заботы ни о конях, ни об уздах или бляхах на них, но напротив – все склонятся к желанию отличаться в занятиях добродетелью и богопочитанием. Но некоторые думают, что значение пророчества можно определить другим образом. Говорят, что некогда обретено древо креста, имевшее еще вбитые гвозди, из коих, взяв один, благочестивый Константин прикрепил к узде своего коня, будучи уверен, что чрез это он получит благословение от Бога. Не невероятным можно назвать, если это так было, и не лишенным должного основания можно справедливо признать то, что благочестивейший царь был в памяти у Бога и почтен пророческим предсказанием. Ведь слово святых пророков сделало же некогда упоминание и предсказание о весьма многих, как конечно и об Иосии и о некоторых других. А иногда и спокойствие и благочестие времен обозначает чрез тогдашних властителей. Ничего поэтому нет несообразного, если и теперь пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей? **И будут коноби в дому Господни яко чашы пред лицем алтаря.** Конобы (котлы) были во святой скинии и в устроенном потом храме, в коих (котлах) варилось мясо жертв, которое священники потребляли в святом месте, что совершать закон повелевал для того, чтобы святыня не выносилась из священных мест. Поелику же, с прекращением оных древних обрядов, таинства у нас перешли к другому образу богослужения, и мы чрез веру научены чтить Бога всяческих уже не овцезакланием и курениями, а напротив – жертвами бескровными, духовно священнодействуя в церквах и Самого Спасителя всех Христа: то и вместо конобов употребляем другие священные сосуды, кои и называет здесь пророк чашами. А эти сосуды преимущественно употребляются пьющими, откуда мудрый слушатель без сомнения поймет значение обозначаемого, хотя бы наша речь о сем и была несколько темнее, чем должно, потому что повествование о сокровенном должно быть сокращено. Итак, тогда были конобы, ныне же** «чашы пред лицем алтаря»**. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В день он будет еже во узде коня, свято Господу**: будет не война и раздражение, но святыня и мир. О сем предвозвещал Исаия говоря: //раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и невозмет язык на язык меча// [[old:is:02:04|(Ис. 2:4)]]. Так, оба Пророка провидели пришествие Господа нашего. Конем именует Пророк, в смысле духовном, всякого раба Христова; уздою – божественные заповеди, которые, обуздывая сердца верующих, не дают им устремляться ко греху, как и узда удерживает коня и подчиняет его воле господина, то есть всадника. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20–21 **В день тот будет святым Господу то, что находится на узде коня, и котлы в доме Господа будут, как чаши пред алтарем. И всякий котел в Иерусалиме и Иудее будет посвящен Господу воинств** Еврейское слово mesuloth (מעולות) Акила и Феодотион перевели βυδόν, т. е. глубокое, Симмах: περίπατον σύσκιον, т. е. тенистое место для прогулки. Только Семьдесят перевели: узда (χάλινον); и мы в этом месте последовали им, чтобы не показалось, что мы хотим сказать нечто новое касательно народного издания Св. книг [Вульгаты]. Ибо кого из Евреев я ни спросил бы: «Что это значит?», мне говорят, что следует читать не mesuloth, а mesaloth, имеющее значение конские попоны [чепраки] и военное украшение, и что слово это кроме настоящего места не встречается ни в одной из Священных книг. А узда на Еврейском языке называется resen (רםן), а не mesaloth, как это слово перевели Семьдесят. И значение этого места такое. Во время вечного празднества, после наступления [1000-летнего] царства Иерусалима, когда все будут жить в мире и спокойно, не будет уже нужды в коннице, которая составляет главную силу войска; и всякое украшение и воинский снаряд конницы будет назначен на благолепное служение Господу. Так говорят они (иудеи). Мы же «глубину» коней и «тенистую прогулку» относим к таинственному знанию, обладанием которого похваляется и лучший из коней Давид, говоря: //Неизвестное и тайное премудрости Твоей, Ты сделал мне явным// [[old:ps:050:08|(Пс. 50:8)]], и Апостол восклицает: //О глубина богатства премудрости и познания Божия! Как неиспытаны суды его и не исследованы пути его?// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]]. Из этой глубины пророк восклицал ко Господу, и Он услышал его. В этой глубине и мраке Бог устроил покров Себе [[old:ps:017:`12|(Пс. 17:12)]]; в этот таинственнейший мрак вступил и Моисей, чтобы видеть Бога в облаке на горе Синай [[old:ish:19:start|(Исх. 19:18–20)]], об этом и Давид говорит в другом Псалме: //Суды Господни – бездна многая// [[old:ps:035:07|(Пс. 35:7)]]. Все эти сокровеннейшие тайны – святы пред Господом; их знал Евангелист Иоанн, дерзавший говорить о том, о чем, может быть, не знали даже ангелы: //В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]]. Потому он и возлюблен Господом, что владел глубочайшей тайной, ибо он возлежал на персях Господа и оттуда черпал премудрость [[new:in:21:20|(Ин. 21:20)]]. Если же мы захотим принять «узду», как перевели LXX, т. е. слово Божие, то под уздой должны понимать того, кто обезумевших от похоти коней и бесплодных, во похотливых лошаков взнуздывает и удерживает от пороков и не позволяет им идти в пропасть, – о чем говорится: //Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума. Уздою и удилами укроти челюсти тех, которые не приближаются к Тебе// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. Об этой узде говорит и Иаков: //В уста коней мы влагаем удила и окружаем упряжью все тело их// [[new:iak:03:03|(Иак. 3:3)]] с тем, чтобы они шли правильным путем, и могли подать Господу удобные для возседания хребты. Таковая узда, и таковое слово, составленное из разнообразного сочетания золота и серебра, диких коней приготовляет Спасителю для возседания, делает их святыми, которые посвящают себя преимущественно на служение Ему. От некоего [проповедника] я слышал нечто, сказанное под влиянием благочестивого чувства, но смешное. Гвозди от креста Господа, из которых император (Augustus) Константин сделал удила для своего коня называются святыней Господней. Я предоставляю благоразумию читателя принять или не принять это; а мы перейдем к котлам, которые в доме Господнем будут, как бы чаши алтаря. Действительно, всякий котел в Иерусалиме и в Иудее будет посвящен Господу всемогущему. Медные котлы пусть любят те, которые полюбили Египетские сосуды, мясо, дыни, чеснок, лук и огурцы [[old:chis:11:05|(Чис. 11:5)]]. А мы обратим те Иудейские котлы, в которых варилось жертвенное мясо, в чаши благоуханий перед алтарем Господним, о которых невеста говорит жениху: //Брат мой спускается в сад мой к чашам благоуханий, чтобы пасти в садах и собирать лилии// [[old:pp:06:02|(Песн. 6:2)]]. Сад и рай, в который сходит жених к невесте, есть чтение Священных Писаний; от них он собирает лилии, розы, фиалки и разнообразные благоухания, чтобы наполнить чаши душ верующих и совершить от них жертвенное приношение Господу. Когда котлы этого рода будут обращены в сосуды для Господа и будут говорить: //Мы – благоухание Христово// [[new:2kor:02:15|(2Кор. 2:15)]], и вместо тучных мяс начнут приносить в жертву разнообразные цветы добродетелей, тогда в Иерусалиме и у Иуды они будут священными для Бога всемогущего; мы уже неоднократно говорили, что Иерусалим значит видение мира, а Иуда – доверяющийся [полагающийся на Бога]. **И придут все, приносящие в жертву, и возьмут их и будут варить в них; и не будет уже больше купца в доме Господа воинств в день тот** Вместо Хананеянина Акила, которому в настоящем случае последовали и мы, перевел купца. Когда котлы обратятся в чаши, тогда все окрестные народы или те, которые останутся от всех народов, придут, чтобы приносить жертвы; и возьмут они котлы и будут варить в них жертвенное мясо, чтобы вкушать не сырое мясо ягненка, а только то, что после сожжения на огне всего жирного, подготовлено будет огнем для вкушения. Что такое чаши перед алтарем Господа, в которые обратятся Израильские котлы, об этом мы сказали и выше, скажем отчасти и теперь. Невеста в книге Песнь Песней восхваляет жениха своего: //Щеки его – чаши благовонные// [[old:pp:05:13|(Песн. 5:13)]]. Под щеками разумеется речь, льющаяся от Господа и распространяющая благовония разного рода; а распространение благоухания будет столь велико, что Господь сплетет Себе бич из свидетельств Писания и выбросит из храма всех продающих и получающих и скажет им: //Дом Отца Моего будет назван домом молитвы для всех народов; а вы сделали его домом торговли// [[new:mf:21:13|(Мф. 21:13)]]. Некоторые к этому месту приспособляют слова пророка Даниила: //Семя Ханаана, а не Иуды// [[old:dan:13:56|(Дан. 13:56)]] – хотя в Еврейском тексте и нет этого места, – а также слова пророка Осии о Ефреме: //Причастник идолов Ефрем, положил начало соблазна у себя, призвал Ханаанитян, блудодеи предались блуду// [[old:os:04:17|(Ос. 4:17]]–[[old:os:04:18|18)]]; эти толкователи желают называть хананеянином и чужестранцем всякого блудодея, который, по их утверждению, должен быть изгнан из дома Божия. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **В то время даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день** //Наступление времени всеобщего освящения// В заключение, пророк кратко изображает то время, когда исчезнет различие между священным и не священным, когда наступит время всеобщего освящения и полное уничтожение всего нечистого. Тогда на таких предметах, как конские уборы, можно будет начертать то же, что на первосвященнической повязке: //святыня Господу// [[old:ish:28:36|(Исх XXVIII:36)]]. Котлы при доме Господнем, в которых варилось жертвенное мясо, будут не менее священны, чем жертвенные чаши пред алтарем; и не только храмовые сосуды, имевшие различное назначение и различную степень святости, не будут более различаемы, но и вообще вся домашняя утварь в Иерусалиме и во всей Иудее сделается священною, и ее позволительно будет употреблять при совершении священных обрядов. Таким образом, в [[old:zah:14:20|ст. 20-21]] изображается отмена левитского служения, которое все основано на различении между священным и не священным. Пророк Захария изображает здесь то время, когда точные предписания закона Моисеева о священном и не священном и о различных степенях святости, усвояемых предметам храмовой утвари, потеряют свое значение; когда наступит пора всеобщего освящения (//Руж., Keil.// 656-657). Вместе с тем, к дому Господа будет загражден доступ упорствующим в язычестве или верующим только на словах, а по существу не отличающимся от хананеев. По св. Кириллу, "не будет хананея, т. е. иноплеменника и идолослужителя" (с. 232); по Феодориту, "не будет тот, кто мыслит по-хананейски, живет в нечестии, поступает беззаконно" (с. 127). – Первую половину ст. 20 гл. XIV св. Ефрем Сирин кратко изъясняет так: "будет не война и раздражение, но святыня и мир" и сопоставляет это пророчество с [[old:is:02:04|Ис II:4]] (с. 264, ср. //Кир//. 227). Этого понимания держатся и новейшие западные комментаторы. По выражению Велльгаузена, "кони – предмет досады для пророков" (цит. соч с. 203), но настанет время, когда они не будут более служить военным целям, а будут посвящаемы на служение Богу (//Marti// 455). - Некоторые из отцов исполнение пророчества [[old:zah:14:20|Зах XIV:20а]] относят к определенному историческому факту из жизни Константина Великого. Григорий Турский, сообщая о судьбе гвоздей, найденных св. Еленою при кресте Спасителя, говорит относительно тех двух, которые были употреблены на устроение узды императорского коня: "небезызвестно, что о них предсказал Захария пророк, говоря: //будет святынею Господнею то, что влагается в уста коня// (Erit, quod in os equi ponitur, Sanctum Domini, – //S. Georgii Florentii Gregorii Turoneusis episcopi// opera omnia, ed. //Migne//, Patrol. 1. LXXI. Paris, 1849. Libri miraculorum, lib. I, cap. VI, col. 7:10; здесь же col. 7:10, g см. ссылку на других отцов). И по толкованию св. Кирилла, "ничего... нет несообразного, если... пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного Креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей?" (с 228). Блаж. Иероним, наоборот, подобное истолкование пророчества, хотя и приписывает влиянию благочестивого чувства, но называет смешным, предоставляя "благоразумию читателя принять или не принять" его (с. 193, ср. //Luth//. 360). [<10>]