Толкования на 1 Ин. 1:3

Прп. Иустин (Попович)

еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом

Откуда берет и представляет святой Иоанн Богослов это свидетельство? Из своего личного опыта. Он вкусил вечной жизни, достиг общения с ней, добился права водвориться в ней посредством Господа Иисуса. И как мог не иметь единения с Господом тот, кто жил в Нем? Он и тогда находился в вечной жизни. Эта жизнь по сути есть общение с Троическим Божеством. Вотроичествуется, троицетворится каждый посредством Богочеловека, и это не что иное, как существование в вечной жизни. Каждый сам во Христе видит и ощущает вечную жизнь. Христиане отличаются от других людей, поскольку имеют вечную жизнь, поскольку имеют личный опыт и личное созерцание вечного. Поэтому и очевидец, святой Иоанн Богослов, вдохновенно и истинно свидетельствует: Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом. Жизнь христиан – это жизнь с Божественной Троицей, видимое общение с Ней, общение с жизнедательными, творческими, вечными силами Ее.

Созерцание вечного дает людям истинную вечную жизнь. Это не внешнее наблюдение, но внутренняя жизнь Святой Троицы. Это истинное общение человека с Богом, обoжение, обоготворение, жизнь в Боге. Так все лично опытно, оживотворено, все “живо”, заново рождено. Весь Бог Слово вошел в человека и вочеловечился, вошел в человеческое тело и воплотился. Слово — в теле человека, вошло в нас, сделалось одинаковым с нами (кроме греха), существует среди нас.

С Ним и вся жизнь становится вечной, и вся истина так же вечной, и вся любовь вечной, и весь свет вечным, и все совершенство вечным. Святой Иоанн Богослов здесь четок: жизнь христиан вся протекает в Святой Троице “от Отца, через Сына во Святом Духе”. Это не что иное, как общение со Святой Троицей. Общение Наше с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. Потому что Бог среди нас, чтобы быть в нас, Он с нами, чтобы быть в нас.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам

Что же именно? То, что Жизнь, будучи вечной, явилась нам, и мы были очевидцами ее и до креста и после воскресения. Ибо Один и Тот же и пригвожден был плотью ко кресту и воскрес тою же плотью. А какая вам, говорит, польза от того, что мы возвещаем вам это? Та, что как чрез слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками и Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы как прилепившиеся к Богу можем исполниться радостью.

чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна

Ибо когда мы в общении с вами, то испытываем величайшую приятность, подобную той, какую радующийся сеятель доставляет жнецам при раздаче платы, когда и они радуются тому, что их трудами наслаждаются другие.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

Блаженный Иоанн явно доказал, что, кто желает иметь общение с Богом, должен прежде всего соединиться с Церковью, научиться той вере, которую апостолы восприняли от Самой Истины, пребывавшей во плоти, и исполниться Ее таинствами. Ведь те, кто верует по учению апостолов, ничуть не менее прилепляются к Богу, нежели ученики, которые уверовали через Самого Господа, проповедавшего в этом мире, - различие между ними лишь в степени веры и подвигов.

О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

Чтобы и вы имели общение с нами. Это общение в единстве веры и в узах мира и любви. И общение наше пусть будет с Богом Отцом. Это общение в вечности пребывания Царства.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Андрей Монах

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

Что же я возвещал, как не то, что Сущий явился нам как жизнь вечная и мы стали Его очевидцами? Ведь вы получаете следующую пользу от обетования: чтобы и вы имели общение с нами. Получивший же общение с нами имеет общение и с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. А когда вы будете иметь таковое общение, то мы преисполнимся радости, ибо мы прилепились к Богу.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

Что мы видели и слышали возвещаем вам: после вводного объяснительного предложения краткое повторение сказанного прежде этого, несколько разрывающего связь речи, предложения о благовествовании апостолами о Слове жизни. «Апостол возвестил не так, как мы, во-первых, для краткости речи, потом из неуважения к еллинскому пустословию, далее — чтобы показать, что спасение наше не в словах, но в делах, наконец, чтобы сделать нас внимательнейшими, дабы мы, находя предлагаемое удобно и как бы само собою, не рассеивались. Сверх сего Богослов хотел неясностию прикрыть то, что выше нечистого слуха и чем небезопасно огласить его: ибо давать святыню псам и бросать жемчуг пред свиниями (Мф. 7:6) несогласно с здравым смыслом» (Феофилакт). Повторяя кратко сказанное, апостол указывает и цель, для чего он и другие апостолы возвещают, или проповедуют, учение о Слове жизни, или о Сыне Божием Господе Иисусе. Для того, чтобы вы, читатели послания, вообще верующие, имели общение с нами, апостолами, то есть чтобы вы так же веровали в Господа Иисуса Христа, как и мы уверовали, и чтобы чрез эту веру и вы, как и мы, были участниками в великих благах, даруемых сею верою, дабы, по слову другого апостола, все мы сделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4), причастниками жизни вечной, в общении и с нами, и с Словом жизни. Объясняя эту цель, апостол присовокупляет: а наше общение — со Отцем и проч. В чем состоит это общение апостолов и верующих со Отцом и Сыном, открыл, раскрыл и объяснил Сам Единородный Сын Божий, указав на общение любви (ср. Ин. 14:21, 23). Это общение апостолов с Богом Отцом и Христом состояло в том, что они, веруя в Иисуса Христа, знали учение Его, любили Его и соблюдали заповеди Его и потому пользовались любовию Бога Отца и Иисуса Христа и были в благодатном единении со Отцом и Сыном, Дух же Святой обитал в них, и были они храмом Божиим. — Так, «чрез Слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами и имеем вас общниками и Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполняться радостию» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

Святой Богослов повторяет уже сказанное. Это свойство учителя, движимого крепкою любовью к поучаемым. Что глубоко лежит у нас на сердце, что сильно желаем внушить другим, то обыкновенно часто повторяем. У Апостола душа горела желанием передать своим ученикам и всем верующим силу своей несомненной веры в Бога Слово, вдохнуть пламенную любовь к Господу Спасителю: потому он и повторяет говорить о том, на чем должна основываться живая вера во Христа Спасителя, и что должно питать крепкую любовь к Нему и пославшему Его Богу Отцу. Повторяя сказанное, он показывает и цель, для чего он и другие Апостолы проповедуют. О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. Вот для чего святой Иоанн написал Евангелие и послания, также и другие Апостолы оставили нам Евангелия и свои послания! – для того, чтобы мы имели общение с ними, Апостолами, т.е. чтобы мы также веровали в Иисуса Христа, как они веровали, и чтобы чрез эту веру были участниками в великих благах, доставляемых сею верою, дабы, по слову другого Апостола, мы сделались причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью (2 Пет. 1:4). Эту цель объясняя, Богослов присовокупляет: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом. В чем состоит это общение с Отцем и Сыном, – раскрыл Сам единородный Сын Божий, говоря: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:23). Общение Апостолов с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом, состояло в том, что они, веруя в Иисуса Христа, знали учение Его, любили Его и соблюдали заповеди Его; и потому пользовались любовью Бога Отца и Сына Его, Иисуса Христа, и были в благодатном единении с Отцем и Сыном. Дух Святой обитал в них, и они были храмом Божиим.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом

См. Толкование на 1 Ин. 1:1