Толкования на 1 Ин. 2:11

Свт. Кесарий Арелатский

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Ибо в неведении таковой спускается в геенну, и в слепоте низвергается в наказании, поскольку удаляется от света Христа.

Проповеди.

Прп. Иустин (Попович)

а ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему

См. Толкование на 1 Ин. 2:9

Блж. Феофилакт Болгарский

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

См. Толкование на 1 Ин. 2:8

Ориген

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Ибо таковой погасил светильник любви, потому и во тьме ходит.

Гомилии на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Невежда спешит по направлению к геенне, где ждет его наказание, и не знает, куда идет, отвергнув свет Христа.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Ненавидящие Христа пребывают в неведении, становясь наследниками огня вечного. Вот что заставляет претерпевать их дьявол, омрачивший их внутренние очи.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Кто погубил око любви, не знает, куда направиться для благого дела.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Не знает, куда идти, тьма ослепила ему глаза: такая же образная речь в изречении Христовом — (Ин. 12:35—36) и прим. Аргументация у апостола здесь (1 Ин. 2:9—10) такая же, как и выше, по строению речи (1 Ин. 1:5—10). Блаженный Феофилакт связь и смысл рассматриваемых стихов полагает так: «близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный познанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему, потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовию к Богу и имеющий Бога и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

Как благоразумный и попечительный отец, предусматривая какую-нибудь опасность для своих детей, многократно внушает и напоминает им предостережения от сей опасности: так и святой Иоанн повторяет предостережение от того греха, который повергает человека во тьму неведения и приближает к погибели, – от братоненавидения, от ненависти к ближнему. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Так изображает Апостол пагубную зловредность ненависти. Кто ненавидит ближнего своего, кто бы он ни был, тот, предаваясь ненависти, лишается любви, лишается и того благодатного света, который привлекается любовью, лишается благодати Духа Христова, просвещающего и руководствующего на пути спасения. Потому он остается во тьме греховного неведения; ходит или действует по влечению порочных наклонностей и страстей; питая ненависть к ближнему, устремляется то к тому, то к другому греху и не помышляет о своем истинном благе; забывая о святой заповеди любви, становится он с каждым днем далее от пути спасения и ближе к погибели. Это значат слова Апостола: во тьме ходит, и не знает, куда идет: потому что тьма ослепила ему глаза. Грех ненависти помрачает здравый смысл и притупляет чувство добра.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза

См. Толкование на 1 Ин. 2:9