Толкования на 1 Ин. 2:20

Прп. Иустин (Попович)

и вы помазание имате от Святаго, и весте вся

Весте вся, и Бога и сатану, и Христа и антихриста, и добро и зло, и жизнь и смерть, и правду и ложь. Для нас решены все главнейшие вопросы. В нас нет лжи, сомнений, колебаний. Вы весте все пути, которые ведут к Богу и которые ведут к дьяволу. От кого знаете? От Святаго. Потому что только со Святым (т.е. со Христом) все становится понятным. Помазание имате от Святаго, и это значит освящение всего человеческого существа, и органов познания, понимания, души и сердца. Человек наполняет себя святостью “Святого” и тогда приходит в правое истинное познание Святого Бога, и с Его помощью приобретает и все другое необходимое для человеческой сущности. Только жительствуя, только живя со “Святым” и “во Святом”, человек удостаивается (как мы выше говорили) истинного знания о всех необходимых составляющих его бытия.

Из всего этого можем заключить, что только святые суть истинные знатоки мира и человека, истины, правды и жизни, Бога и дьявола, и всех его коварных изобретений; да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его (2 Кор. 2:11), как нам открыл святой Апостол Павел. И святость соблюдает святых, которые, зная зло и все соблазны, не бывают ими побеждены. Они до последней капли и подробности знают тайну блага и тайну зла, таинство истины и таинство лжи.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

См. также Толкование на 1 Ин. 2:18

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-25 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная

Чтобы после того, как апостол высказал предшествующее, кто-нибудь не подумал, что он усвояет знание этого только себе одному и потому хвалится им пред прочими верующими, он прилично прибавляет: и вы имеете помазание. Он как бы так говорит: но что я рассуждаю об этом с вами, как будто бы вы не знаете сего? нет, вы сами знаете это. Ибо при святом крещении вы приняли священное помазание, и чрез оное Святого Духа. Если же так, то знайте, что я написал вам об этом не как незнающим, но как знающим, что теперь последнее время, что сильно действуют антихристы, что все полны лжи. Так как умножилась ложь, то и сказал я, что появилось много антихристов. Ибо если Христос есть истина (Иоан. 14:6), и вы, познавшие Его, имеете истину в себе; то, очевидно, лжец, противящийся истине, то есть Христу, есть антихрист. А кто лжец? Тот, кто говорит, что Иисус не Христос. Так прескверный Симон пустословил, что Иной - Иисус, и Иной - Христос; Иисус - родившийся от Девы Марии, а Христос - нисшедший с неба на Иордан. Итак, кто соглашается с этой ложью, тот антихрист. Лжец же и антихрист и тот, кто отвергает Отца и Сына. Ибо иные еретики (из которых выродился проклятый Валентин) говорили, что Иной - Отец безымянный, и Иной - называемый Отцом Христа. Сии же самые отвергают и Сына, когда говорят, что Он простой человек, а не Бог по естеству, Бог от Бога. Поэтому апостол присовокупляет: всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца. Иудеи, например, отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали; ибо если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного. То же пустословили и единомышленники Симона. Таковы мнения еретиков. Но вы храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог; ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, то есть будете в общении с Ним. Ибо обетование Его таково: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан. 17:21); и еще: да имеют жизнь вечную, сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа (Иоан. 17:3).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Ибо вы приняли через святое крещение священное помазание, а через него - и Божественный Дух, ведущий вас ко всякой истине, поскольку вы постигли, что пишу я это вам не как не знающим, но как знающим.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Духовное помазание есть сам Святой Дух, Который преподается в таинстве незримого помазания. Автор послания утверждает, что все слушающие его уже помазаны Духом Святым и умеют различать злых и добрых людей; поэтому ему нет нужды учить их тому, чему их учит само помазание. И поскольку он говорит здесь о еретиках, то подчеркивает, что его слушатели имеют помазание от Святого, в противоположность еретикам и всем тем, кто от антихриста, которые лишены этого дара Святого Духа и не принадлежат Господу, Которого пророки называли Святым. Эти последние, скорее, слуги сатаны, ничего не имеющего от святости и владеющего местом погибели.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все

Впрочем: оговаривает апостол причину того, почему он не излагает такого важного предмета, как учение об антихристах и антихристе, подробно и обстоятельно, а преподает лишь краткие наставления. Причина та, что читатели послания, как и все христиане, имеют уже достодолжное понятие об истине христианского учения от того помазания, которого сподобились они от Святого и которым правильно могут отличать истину от лжи. — Вы имеете помазание: помазание было символическим в Ветхом Завете действием излияния на помазуемого особых даров Божиих для особенного служения Богу, или Церкви Божией, каково служение первосвященническое, пророческое и царское (см. прим. к Мф. 1:1). В первое время христианской Церкви христиане получали особенные дары Святого Духа чрез возложение рук, но вскоре же это действие заменено было действием помазания, как видно то, между прочим, и из рассматриваемого места, и из посланий апостола Павла (2 Кор. 1:21-22; Еф. 4:30). В понятии помазания апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются и запечатлеваются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое приобрели и приобретают чрез сие верующие и которое само научает их вере и ее познанию (1 Ин. 2:27), отличая истину от лжи. — От Святого: то есть Господа Иисуса Христа, как видно из подобного изречения в стихе 27-м; так как Господь послал от Отца Утешителя — Святого Духа, Который и разделяет дары Свои верующим, сообщая им помазание и запечатлевая их. Святым Господа Иисуса Христа, Сына Божия называет Иоанн и в Апокалипсисе (Откр. 3:7; Деян. 3:14; Мк. 1:24; Лк. 4:34). И знаете всё: изречение безусловное вместо относительного. Всё не в том смысле, чтобы христианин безусловно всё знал (что невозможно), а всё существенное, что необходимо для спасения и для того, чтобы отличить спасительные истины от заблуждения лжеучителей и лжи. Обольстители, или антихристы, и сами заблуждаясь и вводя верующих в заблуждение, обольщаются и обольщают так, что не только простым в вере, но и искусным, без особенного духовного озарения свыше, трудно отличить их и учение, и действия от истины, и вот потому-то, между прочим, христианам даровано помазание от Святого, которым они могут знать и знают все, что нужно им знать, для спасения, чтобы хранить правую веру и удаляться от лжеучения и лжеучителей.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 20-21 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины

Так св. Иоанн, показывая причину, почему пишет не пространнее, а предлагает только краткие наставления, говорит, что пишет к знающим истину, которым не нужно подробно раскрывать ее. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Вы истинные христиане, помазанные Духом Святым, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф. 4:30), вы участвуете в дарах Св. Духа. Силою сего помазания вы знаете все, что нужно знать для получения спасения, для того, чтобы спасительные истины отличать от заблуждения и обмана; чтобы всегда вам хранить истинную веру и удаляться всякого лжеучения и пагубного греха.

В понятии помазания Апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое верующие приобрели уже и приобретают при помощи слова Божия и устных христианских наставлений (ст. 24), и, пребывая в Церкви, должны всегда хранить, вспомоществуемые благодатью Святого Духа.

Поэтому Апостол, предполагая в христианах помазание Духом Святым, по заслугам Христа Спасителя, говорит далее: я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Я написал вам не с тем, чтобы предложить вам подробное учение об истинах правой веры, как бы доныне вы не знали сего учения; нет, я написал это потому, что вы, имея помазание от Святого, знаете это учение истины, равно как знаете и то, что всякая ложь, или всякое ложное учение, какое стали распространять лжеучители, не происходит от истинной веры, из недр святой Церкви, которой Глава есть Иисус Христос; но я только напоминаю вам, как знающим истинное учение, остерегаться лжеучителей.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины

Апостол не считает необходимым подробное раскрытие об антихристах или лжеучителях: как христиане читатели послания обладают ясным сознанием истины из непогрешительного источника - от Божественного дара помазания от Святого (crisma apo toϋ Agiou, т. е. Иисуса Христа, ср. ст. 27), преподающего всем верующим дары Святого Духа через особое видимое действие (2Кор. 1:21; Еф 4:30), дополняющее крещение (Деян 8:14-17; 10:47-48). Апостол пишет не для научения новому, а для напоминания и утверждения читателей в известном им с первых дней их христианского бытия. Помазание, благодать Святого Духа, дарованная христианину вслед за крещением, в миропомазании, дает христианину верный принцип для распознания христианской истины от ее искажения; конечно, христиане, в силу благодати помазания называемые «царями и священниками Богу» (Откр 1:6), знают «все» (panta) не в абсолютном, а в ограничительном смысле: знают истину благовестия Евангельского, истину дела спасения, совершенного Христом Спасителем, Сыном Божиим.

Толковая Библия.