Толкования на 1 Ин. 3:3

Прп. Макарий Великий

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Непорочной и чистой Красоте должна уподобиться душа, желающая сочетаться с [Небесным Царем] и стремящаяся прийти в единый с Ним дух, по сказанному блаженным Иоанном: и всякий, - говорит он, - имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

Слово.

Прп. Иустин (Попович)

и всяк имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть

Кто имеет цель христоподобия и христотворения, тот становится чистым, с помощью Божественных сил, таинств и святых добродетелей, поскольку он имеет одну единственную цель, стать таким, каков Он. И это может осуществиться только, если он возложит все свои надежды на Него, вечно Человеколюбивого и Снисходительного.

Только тогда он сможет очистить себя, якоже Он чист есть, только тогда он освятит себя, “якоже и Он свят” (1 Пет. 1:15-16). Только тогда он станет любовью, якоже и Он любовь есть, и станет милостивым, как и Он милостив. Поскольку Он стал как мы, чтобы мы становились, как Он. Он есть исполнение Божества телесне (Кол. 2:9), чтобы мы становились полнотой (исполнением) Божества духовно, по благодати. Он вочеловечился, чтобы обоготворить нас. Он очищает нас от всякаго греха (1 Ин. 1:7), чтобы мы стали чистыми, как и Он. Эту чистоту дарует и ее требует от нас Господь. Человеческое существо не создано для греха и грязи греховной, но для Бога и чистоты Его.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

См. Толкование на 1 Ин. 3:2

Беда Достопочтенный

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Многие говорят, что имеют надежду на небесную жизнь во Христе, но своей небрежной жизнью обесценивают такое исповедание. Тот показывает, что имеет высшую надежду, кто прикладывает все свои силы к тому, чтобы вести добрую жизнь, потому что уподобиться Божией святости в будущем возможно, только лишь освящая себя в настоящем, то есть отказываясь от нечистоты и желаний века сего и стремясь к праведной и чистой жизни. Нам должно в той же степени по мере наших возможностей подражать чистоте Божественной святости, в какой мы по мере наших тварных возможностей надеемся причаститься славе Богоподобия.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Из этих слов некоторые выводят, что Бог сотворил человека по образу, но не по подобию, но Он намеревается даровать по подобию. Человеку вверено по образу, и если он будет достоин сего, то примет и по подобию. Если же ему будет вверено по образу, однако он не должным образом будет обращаться с ним, но погубит по образу, то кто тебе даст по подобию? Поэтому апостол и добавил: И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Потому что мы увидим Его, как Он есть. То есть, как есть, и мы будем [такими].[Мы - те], кто имеет эту надежду. Это надежда на будущее, любовь в настоящем, вера в прошлом и в настоящем.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Имеющий сию надежду: надежду на то, что мы подобны Ему будем и достигнем такой чрезвычайной славы, что увидим Его как Он есть. Имеющий таковую надежду на Него, то есть на Бога, так как в Нем эта надежда имеет свое основание, очищает себя: более и более душу свою очищает от грехов, вольных и невольных, по немощи естества человеческого содеянных, омытых в купели возрождения, но приражающихся к чистой душе волею или неволею. Человек, имеющий таковую надежду на Бога, старается жить непорочно, и свято, и праведно, в чистоте совести и в правде и в преподобии истины, насколько только может жить так человек в греховной плоти своей. Так как, или, точнее, подобно тому, как, Он чист: то есть Христос чист от всякого греха и не причастен никакой нечистоте греховной. Только чистые сердцем могут видеть Бога и принимать озарение от света лица Божия (ср. Мф. 5:8 и прим.), и потому от всякого требуется очищение себя. Выше апостол (1 Ин. 1:7) учит, что очищает человека кровь Христова, здесь говорит, что очищает человек себя; разногласия в этом нет: человек очищает, или старается очищать, себя силою и действием искупительных заслуг Христовых, или, что то же, кровию Христа, пролитою на Голгофе за весь род человеческий, каковая кровь, или искупительная сила страданий Христовых, усвояется человеком верою в нее, действием благодати Всесвятого Духа (ср. 2 Кор. 7:1; Еф. 4:22; Кол. 3:9; 1 Пет. 1:22 и прим.).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист

Кто желает и ожидает прославления в день славного пришествия Господа на землю: тот старается жить свято и праведно, так как Господь свят и праведен. Ибо только святые и праведные могут видеть Бога и принимать озарение от света лица Божия. Иисус Христос учит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Апостол Петр пишет: по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы, во всех поступках (1 Пет. 1:15).

Словами: всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист, Апостол показывает, к чему призывает и к чему обязывает нас высокое наше звание во Христе; к чему обязывает нас величие Божеской любви к нам, дарующей нам, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. В обыкновенной жизни дети естественно подражают своим родителям, а в благодатной жизни дети Божии, призываемые к наследованию благ небесных, должны подражать совершенствам Отца небесного. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1:16), заповедал Бог. Иисус Христос учит: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха

Из понятия рождения верующих от Бога (II:29), их высокого благодатного богосыновства в настоящем (III:1) и неизреченного блаженства в будущем (ст. 2) для всякого имеющего христианскую надежду на блаженную вечность необходимый долг - постоянно очищать себя от всяких греховных прирождений по образцу чистого и безгрешного Христа, так как только чистые сердцем могут видеть Бога (Мф 5:8). Этот нравственно-практический вывод из учения о духовном возрождении христиан и их высоком достоинстве детей Божиих Апостол далее (ст. 4) подкрепляет отрицанием противоположного тезиса, вероятно, высказывавшегося еретиками-антиномистами, о допущении греха в христиан: Апостол со всею решительностью доказывает полную несовместимость греха с достоинством возрожденных христиан. Апостол говорит как бы так: «вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить… Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием - нарушение положительного закона» (блаж. Феофил.). Нарушитель же закона Божия есть преступник против него, и уже не дитя Божие, а общник и сын диавола.

Толковая Библия.