Толкования на 1 Ин. 3:9

Прп. Иоанн Кассиан

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу, о чем апостол говорит так: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

Собеседования 11.10.

Прп. Максим Исповедник

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Вопрос: Если, согласно святому Иоанну, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ: Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же - приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога и испытал по благодатному причастию то, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог, - у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано. Итак, хотя мы и имеем Дух усыновления (Рим.8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу.

Вопросоответы к Фалассию.

Прп. Иустин (Попович)

всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть

Творя добродетели, человек “рождается” от Бога. Подвизается человек в любви? Если да, тогда он рожден от Бога, поскольку любовь изгоняет из него ненависть, так что он не творит грехов. Таким образом, рожден от Бога человек и посредством Божественных таинств и святых добродетелей, которые изгоняют демонов греха, уничтожают грехи, так что человек их не творит. Первоначальное “семя Божие” находится в Богоподобных душах, в умах, в мышлении, в желаниях. Но в основном, множество семян Божьих развивается в человеке посредством священных таинств и святых евангельских добродетелей. Священные таинства и святые добродетели – это “семя Божие” в человеке, которое с возрастанием увеличивается и созревает. Например, “семя Божие” – это святое Причастие, в котором присутствует весь Богочеловек. В этом и состоит подвиг человека, чтобы развить это семя во все его существо, посредством всех мыслей, всех чувств, всей своей природы, и чтобы оно проникло в его душу, во все его сердце, в весь его ум, во всю его силу через ревность и непрерывную евангельскую деятельность. Уврачеванный святыми добродетелями человек ведет эти свои семена от возрастания к полной зрелости до “рода добродетелей”. Затем он уничтожает всякий грех и грешные силы и, таким образом, не может согрешати. И не может, потому что рожден от Бога, весь принадлежит Богу. И он настолько всесторонне и неотрывно рожден от Бога, что каждая его мысль рождается от Бога и преображается в Божью мысль, каждое чувство – в Божие чувство и каждое дело – в Божие дело. Он не может согрешить, потому что не хочет, и не хочет, потому что хранит себя (1 Ин. 5:18).

Вся его воля и каждое его желание рождается, образуется, исходит от Бога и преображается в Божью волю и Божие желание. Для богорожденного человека разумно и естественно делать то, что Божие, что “по Богу”. И так же для того, кто рожден от дьявола, естественно и разумно делать все дьявольское.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Потому что, если положение дел таково, что по благодати Спасителя мы хотя бы чего-то добиваемся в этой жизни, когда ослабевает похоть и усиливается любовь, а совершенство обретаем лишь в той жизни, когда похоть исчезнет, а любовь достигнет полноты, тогда то, что сказано в Писании: рожденный от Бога не грешит, - сказано, конечно, по поводу той самой любви, которая одна не грешит. Ведь с тем рождением, которое от Бога, связано возрастание и совершенствование любви, а не та похоть, которую должно истреблять и умерщвлять и которая, однако, до тех пор, пока сохраняется в нашем теле, неким собственным законом противится закону ума; но рожденный от Бога - не подчиняющийся рождаемым ею желаниям, не делающий свое тело орудием беззакония для греха - может сказать: уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:20).

Послания 177.


Что есть этот грех? Поступать против заповеди. Что есть заповедь? Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13:34). Внемлите. Эта заповедь Христа зовется любовью; посредством этой любви искупаются грехи.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-10 всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего

Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? (Деян. 13,10). Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его - Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Матф. 1,1). И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы (Быт. 12,3; Гал. 3,16).

Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нем (1Иоан. 3,9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.

Иное объяснение. Семя Божие есть Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы. Иначе, семенем называет первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями, Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему иудеи, хотя и напрасно, говорили Христу: мы семя Авраамово (Иоан. 8,33).

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Итак, когда мы призываемся дьяволом ко греху, то принимаем семя его. Но когда мы также исполняем работу, к которой он призвал, тогда он уже родил нас, ибо мы рождаемся ему через грех как дети.

Гомилии на книгу Исход 8.6.

Беда Достопочтенный

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Иоанн имеет в виду здесь: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя (1 Ин 1:8) - не любой грех, но недостаток любви, и этот грех не способен совершить ни один человек, в котором пребывает семя Божие, то есть Его слово.

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Еретики [манихеи], которые обманываются всегда во всем, даже с помощью этого высказывания хотят отнять Божественность [у Сына], говоря, что рождение, которое происходит от «Создателя мира» [т.е. «Бога Ветхого Завета»], - грешное, тогда как рождение, которое от «Бога Нового Завета», не может быть таковым; и, как они сами считают, заключают словами Ветхого Завета, где написано: Сыновей я породил и возвысил, они же возмутились против меня, и это: А Заступника, родившего тебя, ты забыл (Втор 32:18). Они приводят эти слова, говоря: если те, кто рождаются от Творца мира - то они грешат, но здесь также и признается: всякий, кто от Бога, греха не совершает - поскольку [в каждом случае] сыновья разные, ибо, когда одни грешат в чем-нибудь, то другие - никоим образом. Так что, конечно, необходимо признать, что отцы их различны. Это же они мыслят неверно из-за того, что не понимают слов священного Писания. Ибо ведь не написано, что всякий, рожденный от Бога, не будет грешить, а не делает греха, поскольку, конечно, не делает греха тот, кто действует по справедливости. Наконец, потому не может грешить тот, кто рожден от Бога (Иоанн даже причину назвал ту же), что семя Его в нем пребывает, которое приходит божественно. Это семя - или добродетель, или дух усыновления сыновей.

На 1-е послание Иоанна.

Андрей Монах

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Который, живя в верных, делает их сынами Божиими. Таким образом, в семени Авраамовом, которое опять-таки есть Христос, благословляются все народы.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий, рожденный и проч.: выше апостол выразился, что всякий пребывающий в Боге, то есть во внутреннем живом общении духовном с Ним, не согрешает (1 Ин. 3:6), ту же мысль выражает он и здесь, употребляя вместо понятия — пребывающий понятие — рожденный, что в данном случае почти одно и то же. Выражения — не согрешает и не делает греха (ст. 6 и 9) означают одно и то же и в одном и том же смысле употребляются, в смысле не безгрешности возрожденного, а решительного противодействия греху и очищения себя от греха при исповедании (ст. 1 Ин. 3:3; 1 Ин. 1:9). В возрожденном дела диавола, то есть грехи, разрушены Христом, и потому он не делает греха, а если грешит, то имеет Ходатая о себе Христа (1 Ин. 2:1), Которого кровь очищает его от всякого греха (1 Ин. 1:7). Следовательно, по мысли апостола, родиться от Бога и грешить, в указанном смысле, — понятия, противоречащие и друг друга исключающие, как добро и зло, как свет и тьма; если они и сопоставимы, то только в факте несовершенства человека в этой жизни, во плоти, а не в идее чистоты и святости возрожденного человека. — В основание, утверждение и разъяснение этой мысли, что рожденный от Бога человек не творит греха, апостол указывает причину сего в том, что семя Его, то есть Бога, от Которого он рожден, пребывает в нем, то есть в человеке. Что это значит? Понятие семени употребляется, главным образом, в двояком значении: в значении рождения и в значении произрастания. Соответственно сему в двояком смысле объясняют это выражение и толкователи, как древние, так и новые, уподобляя возрождение или человеческому рождению (как Ин. 1:13), или произрастанию семени в растении (как, например, в притче о сеятеле, Мф. гл. 13). Действующее животворное начало возрождения духовного, по первому толкованию, есть непосредственно Лицо Святого Духа, Который и совершает таинственное возрождение, или новое, духовное рождение, человека излиянием благодати Своей в душу его (ср. Деян. 2:16—18; Иоил. 2:28—29). По второму — возрождается человек действием слова Божия (ср. 1 Пет. 1:23), или проповедию Евангельского благовествования, по вере. Первое толкование без сомнения имеет преимущество пред последним. У Иоанна как в Евангелии, так и здесь постоянно возрождение уподобляется естественному рождению (Ин. 1:13; Ин. 3:3—4, 6—7; 1 Ин. 2:29; Ин. 3:1), а не произрастанию. Впрочем, как другая сторона уподобления для объяснения таинственного понятия возрождения может быть приложено и подобие произрастания семени. Последнее объяснение принимают из древних Климент Александрийский и Августин; первое — между другими Златоуст и Феофилакт. Духовно возрожденный как бы оплодотворен духовно божественным семенем, и это божественное семя пребывает в нем, постоянно внутренне присуще ему. — «Всякий, кто делает грех по тому самому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола… Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, как сын Божий, не грешит, потому что семя его — Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, Которого удостоились и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш недопускающим греха, или же — Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов (Мф. 1:1). Объяснение Златоуста: всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас (1 Ин. 3:9). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение и Который, пребывая в нас, делает ум наш недопускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого» (Феофилакт). И он не может грешить: более усиленное выражение, чем в стихе 6-м; там говорится — не согрешает, здесь — и не может грешить; указывается решительно несовместимость греха с возрождением, совершенная противоположность нового бытия от Бога греху, или, точнее, склонности и стремления к нему. Кто делает грех, тот от диавола, а рожденный от Бога не грешит и не может грешить, именно потому, что рожден от Бога и пребывает в Боге и Бог в нем. Если же и имеет в себе грех (1 Ин. 1:8), живущий в нем, то кровию Христовою очищает себя от такового греха (1 Ин. 1:7) и делается непорочен (1 Пет. 1:4).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

Всякий рожденный от Бога, не делает греха. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. Потому что семя Его в нем пребывает. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22, 23). В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: На таковых нет закона (Гал. 5:23), т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям.

И он не может грешить, потому что рожден от Бога. Носящий в себе духовную жизнь и приносящий плоды Духа не может грешить, или проводить жизнь греховную: по силе действующей в нем Благодати, он любит и старается всеми силами исполнять заповеди Христовы. Если он, по немощи, падает в грех; то это падение не только не убивает его жизни духа, но еще более возбуждает в нем внутреннюю деятельность, питая чувство смирения, самоотвержения, раскаяния, сыновней любви к Отцу небесному, преданности и упования на Его беспредельное милосердие. Это потому, что он рожден от Бога; в нем есть семя благодатной жизни, или в нем действует благодать Духа Христова. Как не возрождённому человеку естественно грешить, и, по слову Апостола, и были по природе чадами гнева (Еф. 2:3): так рожденным от Бога, детям Божиим, свойственно не грешить, по свойству живущей и действующей в них благодати Духа Божия.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога

См. Толкование на 1 Ин. 3:7