Толкования на 1 Ин. 3:16

Прп. Иустин (Попович)

о сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи: и мы должни есмы по братии души полагати

Что такое любовь? – Это бессмертие того, кого любишь. Это дарование себя Божественному и бессмертному Любимому, это дарование Ему вечной жизни, и это значит предоставление любимому вечной Божественной истины, Божественной правды, Божественной любви, Божественной вечности и остальных Божественных совершенств. Это есть истинная, Божественная, вечная любовь. Любовь во всем ее совершенстве, и в каждом человеческом творении нам даровал Господь наш Иисус Христос. Святой Иоанн Богослов благовествует: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

Богочеловек положил (пожертвовал) Свою душу за нас. По человеколюбию Он предал Себя добровольно на крестную смерть, чтобы нам даровать со Своим воскресением, после того, как разрушил смерть, вечную жизнь и бессмертие. В нашем мире существует одна единственная истинная, Божественная и бессмертная любовь, поэтому и мы должны полагать души свои за братьев. Это значит, что мы всем должны жертвовать, чтобы в них насадить и возрастить ощущение Божественного, бессмертного и вечного, посредством нашего богоподобного самоприношения и самопожертвования даровать им Божественную, бессмертную и вечную жизнь и утвердить их во всем этом.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Прав. Иоанн Кронштадтский

любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Бог есть любовь: доказательства сильнее не может быть, как смерть за нас Господа.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Итак, и мы должны полагать души свои за братьев. Готов ли ты, человек, умереть за Христа?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

См. Толкование на 1 Ин. 3:15

Тертуллиан

любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Иоанн за братьев также учит полагать душу, и тем более за Господа.

О бегстве во время гонений.

Еп. Михаил (Лузин)

любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Указав на величайшее значение взаимной любви к ближнему, в противоположность ненависти, апостол указывает величайший образец любви, которому должны подражать все верующие христиане, — любовь Господа Христа, положившего душу Свою за всех людей. Любовь познали мы в том и проч.: мы, сначала мы — ученики Его и апостолы, Его видевшие и с Ним обращавшиеся (1 Ин. 1:1—3), а потом мы — все уверовавшие в Него, принявшие проповедь о Нем; мы все познали верою и внутренним опытом духовной жизни. Любовь познали в том, что Он положил за нас душу Свою. Полагать, или отдавать, душу свою значит умереть, как бы принесть себя в жертву за другого (Ин. 10:17—18; Ин. 15:13). Как Сам Господь положил душу Свою, или умер на кресте, принесши Себя в жертву за всех, так и христианин должен быть готов к такому же самоотвержению, следуя по стопам Христовым. Само собою разумеется, что христианин должен быть готов умереть за своего ближнего тогда лишь, когда потребуют того от него его обязанности, обусловливаемые и его собственным положением, и положением ближнего. — Вы должны полагать души за братьев: как отсутствие любви к брату рождает злобу и ненависть и доводит до человекоубийства, так любовь христианская питает к нему такое доброжелательство, что делает его готовым умереть за него, что означает уже высшую степень любви, по слову Самого Христа (Ин. 15:13).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев

Полагать душу свою значит полагать жизнь тела, живущего чрез соединение с душою, или подвергнуться телесной смерти. Так Иисус Христос говорит: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин. 10:17, 18). Так сильна должна быть наша любовь к ближним, что, подражая примеру Господа Спасителя, умершего за нас, и мы должны быть готовы умереть за ближних, когда этого потребуют от нас обязанности наши по отношению к ближним. Как отсутствие любви к ближнему рождает в душе ненависть к другому, и затем адскую злобу и решимость на человекоубийство: так, напротив, благодатная любовь делает человека столько благорасположенным к ближним, питает в нем такое уважение и доброжелательство к ним, что он готов бывает умереть за ближних. Это высшая степень любви к ближним, как говорит Господь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 16-18 любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

Как ненависть к ближнему наиболее отдаляет человека от Бога и сильнее всего делает его общником и сыном диавола, так именно через любовь к ближним христианин наиболее сближается с Христом Богом, усвояя себе богоугодное настроение. Именно Христос Спаситель в Своем Богочеловеческом подвиге явил высочайшую любовь, положив за нас душу или жизнь Свою (ср. Ин 10:11, 15, 18; 13:37-38; 15:13 и др.); в силу нравственной солидарности со Христом, обязательной для всех христиан (ср. Флп 2:5), в силу того, что христиане обрели истинную жизнь только через Христа (выше, ст. 14), для всех христиан обязательна самоотверженная, по примеру Господа, любовь к ближним, готовая положить душу за братьев (ст. 16, см. Ин 15:13). Но этому принципиальному величию подвига самоотверженной христианской любви Апостол сейчас (ст. 17) противополагает совершенно иное отношение к ближнему, взятое из отношений житейских, каковы: а) черствая нечувствительность к самым обыденным насущным потребностям ближних, когда человек как бы искусственно притупляет чувствительность своего сердца, делая его не восприимчивым к жалости и состраданию (ст. 17), и б) любовь лицемерная, не идущая далее бессодержательных слов мнимого участия (ст. 18). Желая показать всю несовместимость такой ложной любви, такого отношения к ближнему с идеалом истинной самоотверженной любви, Апостол спрашивает: «как пребывает в том (человеке такого настроения) любовь Божия?» (ст. 17). «Любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас; по Его примеру и мы должны полагать душу за братьев. Но как это делается редко, то Апостол, как бы пристыжая верных, начинает с небольшого, убеждает к братолюбию. Он как бы так говорит: что говорить о полагании души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни не бедные в средствах - об этих я не говорю, - но владение богатством целого мира? Посему, да постыдятся! Ибо, если затворили сердце в этом малом, и явились недостойными любви Божией: что показали бы, когда бы потребовалось большее - умереть за брата? Потом и еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною» (блаж. Феофил.). Только искренняя деятельная любовь носит благословение в самой себе, о чем далее и говорит Апостол.

Толковая Библия.