Толкования на 1 Ин. 3:24

Прп. Иустин (Попович)

и соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем. И о сем разумеем, яко пребывает в нас, от Духа, Егоже дал есть нам

Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. “Господь сокровен в Своих заповедях”, – говорит святой Марк Подвижник. Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. Следовательно, всегда сохраняется евангельское начало Богочеловеческого содействия. Богочеловек содействует человеку, и человек становится самостоятельной личностью, если всем своим существом он находится в Господе Иисусе Христе, если пребывает в Нем.

Также и Господь Иисус Христос пребывает в человеке, не теряя ничего от полноты Своей Личности. Но это пребывание человека во Христе и Христа в человеке, это Богочеловеческое сожитие наступает и существует со Святым Духом и во Святом Духе. И Святой Дух дает человеку благодатные силы для этой жизни. Господь Иисус Христос “во Святом Духе” присутствует в человеке. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он – сожитель и соработник Трисвятого Бога. Все к этому идет. Соблюдение заповедей Божьих “вотроичивает”, “троицетворит” человека, поскольку оно его христотворит и одухотворяет. Вся жизнь христианина – это постоянное, ежедневное достижение христотворения, одухотворения, обожения, отроицетворения.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

и кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам

См. Толкование на 1 Ин. 3:23

Еп. Михаил (Лузин)

и кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам

И кто эти указанные сейчас заповеди Его, или даже одну эту заповедь, как сущность и совокупность всех заповедей Его, заповедь о вере в Бога и Единородного Сына Его Господа Иисуса Христа и неразрывно соединенную с нею заповедь о любви к Богу и ближним, соблюдает, или сохраняет (Ин. 2:3-4), тот в духе своем пребывает в Нем, и Он в том в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением (1 Ин. 3:6; Ин. 2:6; Ин. 1:3; Ин. 14:17; Ин. 15:7; Ин. 17:21—23). А что Он пребывает в нас и проч.: неложный признак, свидетельство и удостоверение в том, что Бог пребывает в нас, по которым можем мы познать и узнать пребывающего в нас Бога и вселение Его в нас (Ин. 14:26), есть то, что Он даровал нам как бы в залог и обеспечение Духа Святого (Ин. 4:10, 13; Ин. 2:20, 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13), Которого силу, действия и дары мы получаем (1 Кор. 12:4; Рим. 8:9, 14—16). «Целая мысль такая: мы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно, как Он заповедал. Ибо соблюдающий заповеди Его в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по Духу или по дарованию, которое Он дал нам» (Феофилакт). Так в верующего во Христа и любящего ближних вселяется и пребывает в нем вся достопоклоняемая Троица — Отец и Сын и Святой Дух (Ин. 14:16—28).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам

И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, Боге, и Он в том. Посредством веры и деятельной любви христианин тесно соединяется с Богом. Об этом единении Господь Спаситель учит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Также: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, которого Он дал нам. Что Бог пребывает в нас, говорит Иоанн, это мы узнаем по Духу, т. е. по действиям или дарам Духа, которые сообщаются нам от Бога. О Святом Духе, действующем в нас, апостол Павел говорит: Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:22). В другом месте: в Нем (Иисусе Христе), уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего (Еф. 1:13, 14). Тот же апостол пишет: Дары различны, но Дух один и тот же (1 Кор. 12:4), т. е. дары различны, но Дух, податель их, один и тот же. И далее говорит: Но каждому дается проявление (открытое действие) Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7–11). Это говорит Апостол преимущественно о дарах чрезвычайных, которые первенствующую Христову Церковь отличали от общества неверующих во Христа. Чрезвычайные дары Духа необходимы были для основания, распространения и утверждения Христовой Церкви на земле: потому, по распространении и утверждении Христовой Церкви на земле, они сократились. Но дары Св. Духа, необходимые для спасения каждого верующего во Христа, по благости Божией, никогда не перестают подаваться истинным христианам, таковы плоды Духа, исчисляемые Апостолом: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23) и другие. И те плоды истинной любви к ближнему, о которых предложено в настоящей беседе, по указанию апостольского учения, суть также действия Св. Духа. Чувство усыновления Богу, успокоение в Боге, живое упование на Бога и богоугодная молитва суть действия Св. Духа, свидетельствующие о единении человека с Богом и о пребывании Бога в человеке.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

и кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам

См. Толкование на 1 Ин. 3:23