Толкования на 1 Ин. 5:11

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 11-12 и сие есть свидетельство, яко живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия, имать живот: а не имеяй Сына Божия, живота не имать

Все Евангелие жизни заключается в этих словах, и в этом свидетельстве содержатся сжато все свидетельства. Доказательство того, что Иисус есть Бог и Спаситель, заключается в том, что Он дает человеческому роду вечную жизнь. Он попрал, уничтожил смерть и даровал вечную жизнь. Главное доказательство и свидетельство есть то, что смерть побеждена, уничтожена Христом, Который и даровал вечную жизнь. В Богочеловеке не существует смерти, не существует греха, поскольку в Нем существует только вечная жизнь. Итак, до тех пор, пока человек не верит в Господа Иисуса, он находится исключительно в смерти, он умерщвлен, мертв для всего того, что составляет праведную жизнь. Однако с того момента, как человек уверует в Него, он живет естественно, воскресает из мертвых и чувствует Божественную радость жизни, ощущает Божественное провидение и целесообразность жизни. Иначе человек не знает, что есть жизнь в действительности, и не понимает ее Божественного достоинства, и сия жизнь в Сыне Его. Чтобы человек ощутил эту жизнь, он должен находиться “в Сыне Божьем”, он должен стать сочлененным с Богочеловеком в Церкви, он должен стать ее живой частичкой и питаться Им. Вне Господа, вне Церкви все смерть, все мертво. Вне Его и Церкви находится царство смерти, греха и дьявола. Так что до тех пор, пока человек не укрепит в себе живое чувство Богочеловека Христа, он не имеет жизни и не знает, что в действительности есть жизнь. Только живое чувство Бога свидетельствует о человеке, что он жив. Это чувство достигается верой в Господа Иисуса Христа и приходит в совершенство через любовь и другие святые добродетели, совершенствуется и преображается в вечное чувство вечной жизни. Такой человек в каждый момент своей земной жизни чувствует себя вечным, полным вечной жизни и поэтому побеждает все тленное, все вовлекающее в смерть. Хочешь узнать, мертв ты или жив до своей телесной смерти? Ты можешь это легко выяснить. Если веришь в Христа Бога, то ты жив, если не веришь – мертв. Не имеешь Христа Бога в душе своей, значит, ты мертв самой пагубной смертью, но есть время посмотреть в себя, в свою душу. К тебе правильно применить это обличительное слово Апокалипсиса: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Апок. 3:1).

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его

См. Толкование на 1 Ин. 5:7

Андрей Монах

свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его

См. Толкование на 1 Ин. 5:10

Иларий Арелатский

свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его

См. Толкование на 1 Ин. 5:10

Еп. Михаил (Лузин)

Ст. 11-13 свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную

Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе, Сыне Божием, верующего не имеет убедительной силы для неверующего; но это написал я верующим во имя Сына Божия (ср. Ин. 3:23 и прим.) для того, чтобы знали сие и утвердились в (познании) сознании вечной жизни. «Здесь выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиниями непохвально (Мф. 7:6)» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 11-12 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни

Апостол объясняет, какое свидетельство имеет в самом себе верующий в Сына Божия. Это свидетельство, говорит он, состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Это свидетельство не внешнее, но внутреннее, которое верующий имеет в самом себе; это свидетельство есть жизнь благодатная, жизнь духовная, жизнь вечная; эта жизнь в Иисусе Христе Сыне Божием. Как же эта жизнь, которая во Иисусе Христе Сыне Божием, делается свидетельством об Иисусе Сыне Божием? Раскрывая сию истину, Апостол говорит: имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Кто же имеющий Сына Божия и кто не имеющий Сына Божия? Имеющий Сына Божия – это истинно верующий в Иисуса Христа Сына Божия, а не имеющий Сына Божия – это тот, кто или совсем не верует в Сына Божия, или не имеет истинной живой веры. Истинная вера, выражающаяся исполнением заповедей Божиих, соединяет с Иисусом Христом, Сыном Божиим; вселяет в нас Господа Иисуса, или мы, по Его беспредельному снисхождению, как бы облекаемся в Него. Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Также: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Апостол Павел пишет: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). И вселение Господа в любящих его, и облечение в Господа означают благодатное общение верующих с Господом: Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

Имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына не имеет жизни. Что значит иметь жизнь и не иметь жизни? Иисус Христос говорит: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). Богослов сказал: сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11). В удалении от Бога человек мертв по духу; чрез веру в Иисуса Христа опять оживает духом, возрождается в жизнь духовную, благодатную, силою Духа Христова, и делается наследником вечной жизни на небесах. Это учение раскрывает апостол Павел, говоря: Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе; Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2:4-6, 8). А неверующий в Иисуса Христа не имеет благодатной жизни; его не осеняет благодать Духа Христова, потому что он чрез неверие удаляется от Христа Спасителя; а кроме Иисуса Христа нет другого Посредника или Ходатая, чрез которого можно было бы получить спасение: нет ни в ком ином спасения, учит апостол Петр, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:11, 12).

Эта жизнь называется благодатною, потому что она приобретается не заслугами или делами человека, но чрез веру в Иисуса Христа, по Его заслугам, по беспредельной благости Божьей. Эта жизнь называется духовною потому, что Дух Христов вселяется в верующего, возрождает и обновляет его духовную природу и управляет им, как учит Апостол: ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:13, 14).

Эту жизнь в Иисусе Христе изображает Апостол в словах: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе: это изображение возрожденного человека, живущего благодатною жизнью, о котором Иисус Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Правда или праведность – это соблюдение заповедей Божиих; а мир и радость во Святом Духе – плод действующего в возрожденном человеке Святого Духа, и благодатная награда за соблюдение заповедей Божиих. В другом месте тот же Апостол подробнее раскрывает внутреннее состояние человека, живущего во Христе. Плод же Духа, говорит он, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:23, 24): потому что они исполняют свои обязанности по духу любви.

Эта жизнь в Иисусе Христе называется вечною, как говорит Апостол: Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11). Также Иисус Христос говорит: Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин. 3:36). Верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47). Также: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6:54). – Называется вечною, как потому, что она приводит к вечной жизни будущего века, так и потому, что она есть залог будущей вечной жизни, и предначинание или предвкушение оной. Мир и радость во Святом Духе, если христианин до конца жизни пребудет верен Христу Спасителю, с концом настоящей жизни не прекратятся, но возвысятся и изменятся в вечную радость и веселие, в вечное блаженство, в небесных обителях уготованное любящим Бога и соблюдающим Его заповеди.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его

См. Толкование на 1 Ин. 5:10