Толкования на 1 Ин. 5:18

Прп. Иоанн Кассиан

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Это впрочем, следует разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит апостол же Иоанн <…> А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от них.

Собеседования.

Прп. Иустин (Попович)

вемы, яко всяк рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему

Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха, не согрешают. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех – это сила, которая “сияет” в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол отрывает нечто от себя, от своего духа и переносит это в человека. Поэтому христианин должен всегда бодрствовать против греха. Он должен беречься от греха, и, блюдясь от него, он соблюдается от враждебного лагеря, от лагеря зла, от всех его черных и нечистых полчищ. Каким образом он бережется? – Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя, потому что и первое (т.е. рождение) есть от Бога, и второе проистекает от Него. Рождение от Бога есть дар Божий, и Бог пребывает в том, кто блюдет себя от греха, живя в священных таинствах и святых добродетелях.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 18-20 мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная

Наставив нас тому, какой грех к смерти и какой не к смерти, затем обозначает, кто может грешить к смерти, и говорит: усыновленный Богом никогда не может болеть грехом ни к смерти, ни не к смерти. Ибо однажды предав самого себя Христу, обитающему в нем чрез усыновление, он остается неприкосновенным для греха. Однако, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его претворяется и становится уже неуловимой для греха, прибавляет: хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный нам от Него дар, можем и не грешить. В противном случае, так как мир (под миром разумеет тех, которые не поставили себя в отношении к Богу в положение сынов чрез правые дела) во зле лежит, ничто не воспрепятствовало бы нам пристать к погибающим, потому что мысль человека от юности его усердно прилежит на зло (Быт. 8:21), как Бог показал это при потопе. Но как пришел Сын Божий и дал нам разум к познанию Его, истинного Бога, и пребыванию в Нем, истинном Сыне Его, Иисус Христе; то чрез этот великий дар мы познали, что Он есть истинный Бог и жизнь вечная, и, познав, пребываем неискушенными от лукавого и соблазнов его.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Дидим Слепец

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Если ведь, совершая справедливое, [человек] обладает бытием от Бога, невозможно же, чтобы были одновременно грех и справедливость. Очевидно, следовательно, что до тех пор, пока так поступает человек, он справедлив и не грешит. Затем, предостерегая, - так как таковой человек есть сын Бога по собственной воле, а не по природе, - Иоанн соответственно добавил: но хранит себя, и лукавый пе прикасается к нему.

На 1-е послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием — мы знаем апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием — дети есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. Мы знаем (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных (1 Ин. 2:27), из откровения и внутреннего свидетельства Духа, что всякий рожденный от Бога или возрожденный от Духа Святого (1 Ин. 2:29; 1 Ин. 3:1) не грешит (1 Ин. 3:6, 9); не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; но рожденный от Бога хранит себя благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований (Иак. 1:27; 1 Тим. 5:22), со всяким рачением от греха к смерти, и лукавый, сатана или диавол (1 Ин. 2:14; 1 Ин. 3:12; Еф. 6:16; 2 Кор. 11:3), от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, не прикасается к нему, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния (1 Пет. 5:8; Еф. 6:11).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему

Апостол, говоря, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, не то разумеет, будто рожденный от Бога, т. е. чрез таинство крещения возрожденный в благодатную жизнь, более уже не грешит, становится навсегда чистым от всякого греха: это было бы несогласно с учением его, выше предложенным. В первой главе послания читаем: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Также Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас (1 Ин. 1:10). Слово: не согрешает, у Апостола значит: не предается греху; грех не преобладает над ним. Такое разумение слов Апостола согласно с учением его, предложенным прежде: Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает (1 Ин. 3:6). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1 Ин. 3:9). Живущая в возрожденном Благодать, или сила Св. Духа, удерживает его от греха, помогает ему преодолевать грех, не допускает быть рабом греха.

Но рожденный от Бога хранит себя, т. е., при содействии живущей в нем Благодати, хранит себя от греха, и, если согрешит по немощи, спешит освободиться от греха силою веры в Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Ходатая пред Отцем небесным, посредством искреннего раскаяния во грехе.

И лукавый не прикасается к нему. Доколе возрожденный носит в себе семя Благодати, водится Духом Святым, – лукавый враг спасения человеческого, диавол, не дерзает нападать на него, и не может победить его: ибо сила Духа Христова ограждает возрожденного; и диавол страшится той печати Духа, которою знаменуются возрожденные в день крещения (1 Ин. 2:13, 14; 5:4, 5).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

Ст. 18-21 мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь

Теперь следует заключение послания. Троекратным мы знаем (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом (1 Ин. 3:9), гласит: всякий, рожденный от Бога, не грешит (ст. 18) «Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранить себя, т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит.

Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от него дар, можем и не грешить» (Феофил.).

Второе положение состоит из двух противоположных суждений: мы от Бога, а мир весь во зле лежит (ст. 19) - мир боговраждебный обнимает прежде всего князя мира сего (Ин 12:31) и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол (1 Ин. 2:18-19; 22-23; 1 Ин. 4:2-8), а также тех, которые следуют похотям мира (1 Ин. 2:15-16). Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос, явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе 1 Ин. 4:9 - 1 Ин. 5:12.

Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость» (блаж. Феофил).

Толковая Библия.