Толкования на 1 Кор. 4:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным

«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор.4:1). Низложив гордость их, смотри, как он опять ободряет их словами: «как служителей Христовых». Потому не называйтесь именем исполнителей и служителей, оставляя Господа. Строителями назвал (учителей) для того, чтобы показать, что не всем должно присвоять это дело, но кому следует и кто достоин быть домоправителем. «А еже прочее, ищется в строителех, да верен кто обрящется» (1Кор.4:2), т. е. чтобы не присвоял себе того, что принадлежит Господу, и не приписывал себе вместо Господа, а поступал бы, как домоправитель. Дело домоправителя – хорошо распоряжаться вверенным ему, не называть своим принадлежащего Господу, а напротив свое приписывать Господу. Каждый, владеющий даром слова или имуществом, представляя это, т. е. что это вверено ему Господом, а не его собственность пусть не удерживает у себя и не присвояет себе, но приписывает Богу, даровавшему все. Хочешь ли видеть верных домоправителей? Послушай, что говорит Петр: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12). Также Корнилию он сказал: «я тоже человек» (Деян.10:26); и Христу: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф.19:27). Равно и Павел, сказав: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). И в другом месте, обращаясь к ним же, сказал: «что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор.4:7). Ты ничего не имеешь своего, ни богатства, ни дара слова, ни самой души, – и она от Господа.

Гомилия 10 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих

Под нас разумеет себя, Аполлоса и Петра, и вообще Апостолов. Да непщует, пусть считает, на той линии пусть ставит.– Яко слуг – υπηρετας и строителей οικονομους. Как у богатого домовладыки бывают в доме слуги и экономы, распорядители по разным частям, так и у Господа Иисуса Христа – Владыки всех сокровищ духовных для рода человеческого – есть слуги и экономы, коим вверил Он раздаяние Своих сокровищ и устроение дела Его на земле – спасения людей, чрез насаждение повсюду Церквей. Таковы – мы. Но как слуги и экономы в доме господина ничего своего не имеют, а все господское, так и у нас ничего нет своего, а все Христово. И как слуги и экономы ничего по своему желанию делать не могут, а делать должны только то и так, что и как велено господином, так и мы не можем ничего делать по своей воле и по своему разуму, а все делаем, как Господь заповедал. Напрягаться указать различие слуг и экономов в царстве Христовом не настоит надобности, ибо цель у Апостола та только, чтобы внушить, что они не самостоятельные действователи, и не имеют ничего сами от себя, и делать ничего не могут сами по себе. Слуги, говорит, Христовы, и строители таин Божиих. Ибо все Христово есть Божие, и Божие все Христово. Вся Твоя – Моя, и Моя – Твоя,– говорит Господь к Богу Отцу. Тайны здесь не одни таинства, но устроение всего дела Христова на земле, которое названо премудростию Божиею, в тайне сокровенною; и не одни тайны учения, а все домостроительство спасения, в которое входит и учение, и заведение правой жизни, и преподание освящающих таинств.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих

Так нас да считают люди, как служителей Христа и домостроителей тайн Божиих; посему не называйтесь именем кого-либо из нас, или из других.

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих

Мы - учителя - не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас - слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих

По большей части апостол совершал скорее служение Христово, чем [содействовал] домостроительству тайн Божиих. Он домостроительствует тайны Божии, допустим, относительно Луки - чтобы тот мог написать Евангелие; относительно Тимофея чтобы тот оказался способен управлять вверенными ему и домостроительствовать тайны Божии. И я дерзну сказать, что в Коринфе он был служителем Христовым, а в Эфесе домостроителем тайн Божиих.

Фрагменты.

Амвросиаст

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих

Указал на это апостол потому, что некоторые коринфяне это слабо понимали… Товарищ рыбакам, он не иначе, чем они, Христа проповедовал. Называя себя служителем Христовым и тайн Божиих, Павел косвенно указывает на лжеапостолов и отрицает отношение ко Христу того, что те говорят, поскольку оно не соответствует апостольской традиции.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих

Нас. Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. - Домостроителей (οικονόμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами (Лк XII:42). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. - Таин Божиих. Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. - Тайны - это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам (III:2).

Ст. 1-5 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они - только служители Христовы и их обязанность - верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос.