Толкования на 1 Кор. 4:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

См. Толкование на 1 Кор. 4:3

Свт. Феофан Затворник

Ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя, Господь есть

«Что говорить о других? И я, в точности зная касающееся до меня и не сознавая за собою ничего законно-преступного, не смею ни осудить себя, ни признать себя невинным; ожидаю Господня приговора» (Феодорит).

Ничесоже в себе свем. Ничего не знаю за собою виновного пред Богом; совесть ни в чем не обличает меня. С тех пор, как познал я Господа и предал себя на служение Ему, не позволял себе я делать ничего даже малейшего, что признавал неугодным Господу, и ничего не упустил такого, что сознавал добрым и угодным Господу, как бы трудно оно ни было и какой бы жертвы ни требовало. По этому судя, можно бы сказать, что я прав, если б можно было быть уверенным, что и Божий суд таков же, как наш суд. Между тем хотя то несомненно, что кого совесть обличает, того осудит и Бог; но нельзя никак основаться на том, что кого совесть не обличает, того не осудит и Бог. Таким образом, хоть ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся. «Что же скажем мы, которые имеем совесть, пораженную бесчисленными ранами, и не знаем за собою ничего доброго, но все противное тому? Но почему он не считает себя оправданным, тогда как не знает за собой ничего? – Потому что и ему случалось допускать некоторые прегрешения, без собственного сознания этих прегрешений» (святой Златоуст). «Нередко случается согрешать и не зная, даже признавая в себе сделанное справедливым; но иначе взирает на то Бог всяческих» (Феодорит). Он говорит как бы: «Очень вероятно, что я грешен в чем-либо, хоть и не знаю в чем» (Феофилакт). Почему «не могу считать оправдания своего надежным, пока не услышу оправдания из уст Божиих» (Экумений). «Отсюда можешь заключить, как страшен суд будущий» (святой Златоуст).

Востязуяй же мя Господь есть. Не только другие не могут верно судить обо мне и постановлять о мне приговоры, потому что мое внутреннее сокрыто от них, но и я сам, могущий видеть, что во мне, не могу определять себя, потому что многое ускользает от моего сознания, или совесть моя не так чутка, чтобы обличить грешность некоторых движений сердечных, а нередко слов и дел; или, может быть, другим подал я поводы грешить, по невниманию к своим делам и словам. И пророк Давид молился: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс. 18, 13). Почему и предаю суд над собою Господу. Он один праведно испытует сердца и утробы (Пс. 7, 10), верно определяет качество дел и помышлений и по ним произносит приговор над человеком. И суд Его праведен и неизменен.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.


Притом положим, что ты все повеленное сотворил; да так ли оно Богу угодно, как тебе думается? Ты думаешь, что в делании твоем все хорошо, а Господь всевидящий может все сделанное тобой видеть недобрым. Где же тут похвала? Потому-то апостол и говорит: ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся, - как Бог то есть взглянет на нас. Может быть во всем добре нашем Он не увидит ничего доброго. Потому лучше прибегать всегда к милости Божией, а не вступать с Ним в состязание по законам правды.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Сщмч. Игнатий Богоносец

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

Их оскорблениями я скорее научаюсь, но этим не оправдываюсь.

Послания.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

См. Толкование на 1 Кор. 4:3

Прп. Иоанн Лествичник

Мне кажется, что только Ангелу свойственно не быть окрадываему никаким грехом в неведении; ибо слышу земного Ангела, говорящего: «ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся; востязуяй же мя Господь есть». Посему и надлежит нам всегда осуждать и укорять себя, чтобы вольным самоосуждением загладить невольные грехи; а если не так, то при исходе из сего мира мы претерпим за них лютое истязание.

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

Но хотя я знаю, что нисколько не обвиняюсь вами, и моя совесть (дух) ни в чем не упрекает меня, - однако не этим, то есть не тем, что моя совесть (ум) нисколько не обличает меня, уже оправдан я, ибо не совесть (ум) моя есть мой судья, так как судящий меня Господь есть.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

То правосудие, премудрый, которое там подвергает всех наказанию, хотя здесь часто и бывает сокрыто от ума людей пытающихся обмануть его, принуждает ухищряющихся его отклонить, тем самым, что они делают, впадать в собственные свои сети. Настолько оно премудро, могущественно и не может быть обмануто!

Ибо сказанное Платоном, как бы от лица Сократа: «Придя туда, узнаем в ясности», — сказано не о Суде, как будто он сомнителен (нет, учение о Суде всего более и утверждено Платоном), но о том, что Сократ любомудрствовал правильно. Ибо, упомянув о некоторых, может быть, и высоко любомудрствовавших, Платон, чтобы, свидетельствуя о себе, не показаться выражающимся грубо, сказал: «От них и я по возможности ничем не отстал в жизни, но всеми способами старался соделаться одним из их числа, а правильно ли желал и преуспел ли в чем, придя туда, узнаем в ясности». Это объяснение несколько подобно тому, что сказал Ап. Павел: ничесо же в себе свем, но ни о сем оправдаюся; востязуяй же мя Господь есть.

Письма. Книга II.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

Велика ли важность, что обо мне говорят другие то или другое. Они могут перетолковывать и хорошие мои поступки в дурную сторону. Я должен лишь вести себя добросовестно и не обращать внимания в этом случае на суждения о себе людские: они ошибочны и непостоянны; да и не дело людей судить о нас. Судия же мне Господь. Ему я должен дать отчет во всех своих делах, словах и мыслях, и никому другому.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

«Что говорить о других?», говорит апостол. «И я, зная в точности то, что меня касается, и не сознавая за собой ничего противозаконного, не смею ни судить себя, ни признать себя невинным, но жду приговора Господа».

Толкования на послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

См. Толкование на 1 Кор. 4:3

Ориген

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

Если сказал это, мы могли бы сказать, что он был чист в делах, а в словах еще нет. Или же наоборот, он был чист в них, а сердце его согрешало.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь

См. Толкование на 1 Кор. 4:3