Толкования на 1 Кор. 4:15

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

«Ибо, хотя у вас тысячи, говорит, наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4:15). Здесь он указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви; не укоряет их, присовокупив: «во Христе», но утешает, назвав не льстецами, но наставниками тех, которые принимают на себя заботы и труды; также выразил и свое попечение. Потому не сказал: не много учителей, но: не много отцов. Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много они получили от него пользы, но согласившись, что и другие учители много потрудились для них, – а таково свойство наставника, – преизбыток любви усвояет себе, так как это свойство отца. И не говорит только, что никто так не любит их, как он, – это было бы недоказательно, – но указывает и на самое дело. Какое? «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». Во Христе Иисусе: я, говорит, не приписываю этого себе самому. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. «Ибо печать, – говорит, – моего апостольства – вы» (1 Кор. 9:2); и еще: «я насадил» (1 Кор. 3:6); а здесь: «я родил». Не сказал: я возвестил слово, но: «я родил», употребив выражение близкое к природе, так как он старался об одном, как бы выразить любовь, которую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Сказав им: «как детей», и желая показать, что это не слово лести, он указывает на дело.

Гомилия 13 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо и многи пестуны имате, о Христе, но не многи отцы; о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих

«Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им Евангельское учение» (Феодорит).

Пестуны суть учители, которые назидали их после святого Павла. Здесь разумеется Аполлос и свои коринфские наставники. При словах: чада возлюбленная иной мог подумать: «Что же? другие разве нас не любят? – Апостол отвечает будто: любят, но не так, как я. Они пестуны – педагоги, а я отец. Как в рассуждении детей отец – один, а пестунов бывает много, и против любви одного отца многого не достает в расположении тех многих, так и в рассуждении вас» (Феофилакт). «Апостол указывает не на достоинство свое, но на преизбыток любви. Он не укоряет других учителей, присовокупив: о Христе, и назвав их не льстецами, а пестунами, в означение, что они имели об них заботы и трудились ради их; но выразил и превосходство своей любви, и своего о них попечения, сказав: не многи отцы.– Таким образом, он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни напоминать, как много получили они от него пользы, но, согласившись, что и другие учители много потрудились для них,– ибо таково свойство пестунов,– преизбыток любви усвояет себе, ибо таково свойство отца. И не говорит только, что никто не любит их так, как он,– это было бы не доказательство,– но указывает и на самое дело. Какое? – О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих.– О Христе Иисусе: я не приписываю, говорит, этого самому себе. Опять намекает на тех, которые присвояли учение себе самим. Ниже скажет: печать моего Апостолства вы есте (1 Кор. 9, 2); выше сказал: аз насадих (3, 6); а здесь говорит: аз – родих. Не сказал: я возвестил слово, но: аз родих, употребив выражение, близкое к природе, ибо он старался об одном, как бы выразить любовь, какую питал к ним. Те, приняв от меня, воспитывали вас; а то, что вы стали верующими, произошло чрез меня. Так, сказав им: якоже чада, и желая показать, что это не слово лести, он указал на дело» (святой Златоуст).

Рождены коринфяне, то есть стали христианами, не чрез одно благовествование, но благовествование положило начало сему рождению и освещало все производство дела; потому и стоит одно. Бывает же рождение о Христе так: благовестием начинается вера, а потом, при действии благодати, и завершается им же; верующий крещается и получает новую жизнь о Христе; затем новый сей человек помазуется Духом чрез возложение рук (ныне миропомазание). И вот совершенный христианин, то есть помазанный Духом и ставший духовно Христовым или Христом.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Знаете, ведь, что чрез Евангелие я вас родил.

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов

Что ж, скажете вы? другие разве не любят вас? Любят, говорит, но не так, как я. Ибо они - наставники, а я - отец. Итак, у детей, хотя один бывает отец, а наставников может быть много, однако их расположение к детям всех вместе гораздо менее в сравнении с любовью к ним одного, то есть отца: так точно и между нами. Заметь, между прочим, слова во Христе приложил к наставникам; это для того, чтобы не совсем поразить их. Впрочем, хотя приписывал им (наставникам) более трудное (ибо такова должность наставника), но превосходство любви предоставил самому себе.

Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Объясняя, каким образом он отец им, говорит: при содействии Христа я родил вас благовествованием, то есть не себе вменяю это дело, как многие между вами, но Христу. Не сказал, я научил, но: родил, указанием на естество показывая любовь свою к ним и то, что они самые близкие ученики его, как эту мысль выражает и во всем послании.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Ибо отцом является тот, кто первоначально посеял христианство в душе, а наставником – тот, кто после него воспринимает ребенка и воспитывает его.

Фрагменты.

Амвросиаст

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Этими словами апостол Павел показывает коринфянам, что никто не сможет любить их такой любовью, какой любит их сам.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием

Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов. Хотя вы имеете много наставников или тысячи наставников (определенное число поставлено вместо неопределенного), по отношению к христианской вере, но немного отцов. Наставниками детей или педагогами (παιδαγογοί) у греков обыкновенно бывали свободные домашние слуги или лучшие рабы, которых постоянному надзору отцы поручали своих детей. Они обыкновенно бывали корыстолюбивы, строги и взыскательны; но не были любвеобильны и нежны к детям, как добрые отцы. С такими наставниками детей сравнивает Апостол многих Коринфских учителей (2 Кор. 11:13, 20).

Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Павел объясняет, почему он любит Коринфян, как нежный отец: он первый просветил их Евангельским учением и возродил в новую духовную жизнь благодатью Христовою. Поэтому апостолу Павлу по праву принадлежит преимущество отца; он с немалым трудом и с многими заботами извлек их большею частью из тьмы язычества, бывши в Коринфе около полутора года. По удалении Павла из Коринфа, явились в Коринфе многие учители, одни за другими. Они не могли быть для Коринфян тем, чем был для них апостол Павел: они строили на основании, которое положено им (1 Кор. 3:10,11), и многие из них строили, как видно из второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 11:13, 20), не довольно согласно с положенным основанием, – искали более своей славы и своих выгод, чем истинной пользы Коринфян, и многие строили, скажем словами Павла, из дерева, сена, соломы, иные же не строили, а разоряли то строение, которому положил твердое основание Павел, что можно видеть из предостережения Апостола (1 Кор. 3:17). Поэтому он с ревностью любвеобильного отца заботится об истинном благе Коринфян, об их спасении чрез веру в Иисуса Христа и с ревностью предохраняет их от всех опасностей, или вредных влияний со стороны помянутых наставников, и, после сделанных вразумлений, как на живое правило, указывает им на самого себя, и призывает их к подражанию своему примеру.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу

Тысячи наставников. Ап. делает намек на множество учителей веры, которые выступили в Коринфе вслед за удалением оттуда Павла и Аполлоса. – Я родил вас. Ап. Павел обратил ко Христу коринфян, хотя сделал это не своею силою, а силою Христа и чрез Евангелие (благовествование). – Посему… Отец в праве ожидать от своих детей, что они будут подражать ему в жизни.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Кор. 4:6