Толкования на 1 Кор. 7:26

Свт. Иоанн Златоуст

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

См. Толкование на 1 Кор. 7:25

Свт. Феофан Затворник

Мню убо сие добро быти за настоящую нужду, яко добро человеку тако быти

«Что же советуешь ты нам? Мню убо сие добро быти… человеку тако быти. Говорит: мню, не потому, что сомневается, что девство добро и наилучшее из благ, но чтобы совет не обратился в закон, выразил будто сомнение. Ибо закон сопровождается хранением, и преступлением, и наказанием преступающих: потому не узаконяет великого, но предлагает сие в виде совета» (Феодорит).

За настоящую нужду, или за нужду, которая есть уже, тяготит, или нужду, которая настоит, еще нет ее, но она готова пасть на головы наши. В первом случае это будут или нужды от стечения стеснительных обстоятельств, или нужды самого брачного состояния. В этом последнем смысле понимают эти слова Экумений и Феофилакт: «Хорошо, и очень хорошо человеку воздержаться от брака, но не потому, чтобы брак был нечист, а по причине трудностей и прискорбностей брачного состояния» (Феофилакт). Что в порядке толкования послания сказал на сие место святой Златоуст, не замечено; но один толковник приводит его слова из его слова о девстве, где он под настоящею нуждою разумеет вообще тяготу земной жизни, обременяемой заботами, лишениями, столкновениями, бедами и скорбями. Во втором случае это будут беды, готовые обрушиться на головы коринфян по причине веры. Церковь Коринфская наслаждалась покоем, но Апостол провидел, что скоро коринфяне подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным, чем брачным. Ибо тогда ни одна Церковь не была свободна от этого. Потому говорит: не брачьтесь лучше. Так блаженный Фотий у Экумения: «Под настоящею нуждою, полагаю, разумеет здесь Апостол гонение, направляемое неверными против верующих, и всякие с их стороны преследования и озлобления. Постановляя столь возвышенное правило, Апостол счел неизлишним и на них основаться, давая вид, что постановляет это будто вынужденный обстоятельствами. Он говорит как бы: девство, хорошее очень и само по себе, хорошо и по причине готовых настать искушений: одинокому не так трудно их переносить, как связанному женою и детьми. Душа при этом как бы на части разрывается,– и самому тесно, и тех жаль, и человек загружается невыносимою тяготою зла; а одинокому, не поражаемому страданиями столь близких себе лиц, удобнее выдерживать треволнения бедствий». Как же понимать сии слова? Во всякое другое время к избранию безбрачной жизни располагают более тяготы самого брачного состояния и преизбыток горестей вообще в настоящей жизни; а в ту пору, может быть, Апостол имел в виду более тесное положение, в котором повсюду почти находились христиане по причине неприязни к ним неверных. Так вот, говорит, мой совет: за настоящую нужду лучше человеку быти тако.– Быти тако, то есть не вступать в брак, а оставаться одинокому. Человеку вообще, мужчина ли то, или женщина.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Я так думаю лучше быть, то есть легко и удобно, ради опасности мира.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

См. Толкование на 1 Кор. 7:25

Амвросиаст

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Апостол Павел говорит, что хорошо человеку оставаться девственным. И чтобы это абсолютно ясно показать, по настоящей нужде говорит, ибо лучшее есть по сравнению с хорошим. Ничто так не прекрасно и не полезно, как девство, поскольку Павел не только для Бога девство полагает наиугоднейшим, но и для настоящей жизни, ибо девство не знает, какие обстоятельства сего времени претерпит брак, и скорбь, и рождение, и потери детей не ведает.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

По настоящей нужде (διά τ. ενεστω̃σαν ανάγκην). Ап. имеет здесь в виду весь период, который должен пройти между сошествием Духа Св. на верующих и вторым пришествием Христовым. Это - период нужды или постоянной борьбы между новою и старою жизнью (ср. Лк XII:51) и нужды настоящей т. е. уже наступившей, начавшейся. Скоро должны были начаться и гонения на христианство со стороны языческой власти. Все это и побуждает Апостола советовать людям безбрачным оставаться в безбрачном состоянии. - Весь стих правильнее перевести так: «я полагаю, что оставаться девою, ввиду наступившего уже тяжелого времени для христиан, лучше, потому что и вообще для человека хорошо оставаться так, т. е. безбрачным». Т. о. в первой половине стиха содержится указание на особенную причину, побуждающую к безбрачию, а во второй - дается общее основание к тому же.

См. также Толкование на 1 Кор. 7:25