Толкования на 1 Кор. 7:40

Свт. Иоанн Златоуст

Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети

Сказав: «но она блаженнее», и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: «по моему совету», он присовокупил: «а думаю, и я имею Духа Божия». Поэтому ты не можешь сказать, что это – мнение челове­ческое, но это – определение благодати Духа и закон божествен­ный. Итак, не будем думать, что это – слова Павла, но – Уте­шителя, который преподает нам такой закон.

Если же он го­ворит: «думаю», то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный. Таким образом, о том, что она «блаженнее», он сказал; а как «блаженнее», об этом не прибавил, сде­лав достаточное указание в том, что он преподает опреде­ление Духа. Если же ты хочешь исследовать это и суждением, то найдешь здесь великое обилие доказательств, и увидишь, что вдова блаженнее не только по отношению к будущему веку, но и в настоящей жизни.

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.

Свт. Феофан Затворник

Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети

Снисходит на второй брак, но «блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак. Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). По моему совету, так я думаю, предлагаю, убеждаю, не закон налагая, а свободе предоставляя выбор лучшего. «Потом, чтобы не сказал кто: если это не законоположение, какая нужда поступать когда-либо по этому совету? – Апостол присовокупил, что советует это по внушению Духа Святого. Хотя по немощи вашей не возводится этот совет в закон, но предложение его идет свыше. Мнюся бо и аз Духа Божия имети. Не думайте, что эти советы – мои, человеческие; нет, они суть законоположения Духа Утешителя» (Экумений). Он законоположил, чтоб такие дела предлагаемы были в Церкви как совет, и чтобы делающие их делали по полному своему произволу; но то самое, что Он внушил дать такой совет, заставляет быть убежденными, что Ему желательно, чтобы он был исполняем. Неузаконение сего не есть умаление достоинства девства, а его возвышение. Его приносят как жертву и дар, а не как иго закона несут.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

См. Толкование на 1 Кор. 7:39

Блаж. Феодорит Кирский

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Надо отметить, что ту, которая воздерживается от супружества, следует называть не просто блаженною, но апостол назвал ее блаженнейшею, научая этим, что и вступившая во второй брак вовсе не несчастна, но блаженна, сочетавшись по апостольскому закону. Ибо и она оказывается сравнительно блаженною.

Толкования на послания апостола Павла.

Севериан Габальский

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Это сказано для сравнения: [вдова] блаженна, если выйдет замуж и будет под покровительством мужа, но блаженнее, если, заботясь о благочестии, не выйдет замуж, но посвятит себя Богу.

Фрагменты.

Амвросиаст

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Чтобы подчеркнуть законность и прозорливость своего совета, самоуничижением в слове Павел придает речи высокое звучание.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

См. Толкование на 1 Кор. 7:39