Толкования на 1 Кор. 8:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное

Сказав: «блюдите…, да не како власть ваша сия преткновение будет» (1Кор.8:9), он объясняет, как и каким образом это бывает. Постоянно указывает на немощь, чтобы не подумали, что вред происходит от свойства самого дела, и чтобы демоны не представлялись страшными. Теперь, говорит, (брат твой) близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом соблазн происходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия; ты делаешь его еще более немощным.

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.


Мы же, слегка изменив [эти слова], скажем: если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание благочестия, проводишь дни на тех бесполезных и губительных сборищах, не будет ли поощряемо его немощное сознание еще ревностнее предаваться подобным занятиям? Ибо что говорил тот блаженный апостол, сдерживая тех, кто после познания благочестия неразумно устремляется в капища и становится для других причиной соблазна, то благовременно скажем ныне и мы тем, кто торопится на те беззаконные совещания и предпочитает здешнему собранию мирские развлечения.

Огласительные слова к просвещаемым.

Свт. Климент Александрийский

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное

Не может быть одной и той же пища и спасаемых, и гибнущих… Итак, нам не следует по примеру сына евангельского богача, живя распутно, злоупотреблять дарами Отца. Мы должны пользоваться ими, как подобает господам, не испытывая к ним страстной наклонности. Ибо мы поставлены повелевать и господствовать над пищей, а не быть ее рабами.

Педагог.

Свт. Феофан Затворник

Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти

Объясняет, как может произойти преткновение. – Увидит, говорит, брат тебя в требищи, – тебя, которого он знает за человека многосведущего, всеми чтимого, которого слово и дело имеют всегда вес среди братий, – увидит и увлечется примером твоим тоже сесть за идоложертвенную трапезу, между тем как в совести своей считает это дело не безгрешным для христианина. Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит пред Богом, ибо против совести ни в каком случае не должно действовать. Вот как может совершиться преткновение и падение брата немощного! – «И этот соблазн происходит не только от его немощи, но и от твоего неразумия; ты делаешь его еще более немощным» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 10-11 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос

Ибо если кто из братьев будет нетверд умом своим и увидит тебя, имеющаго знание, там возлежащим, - то он, при ложном взгляде на жертву, увлеченный желанием к ядению идоложертвеннаго, - вот, погиб невинный, ради коего Христос умер.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное

То есть: если кто-нибудь слабый увидит тебя, как ты называешь себя, совершенного, едящим идоложертвенное, то не найдет ли он большего повода к тому, чтобы и самому есть идоложертвенное, и не более ли еще утвердится (это значит расположить) в мнении, что идол есть нечто? Ибо, не зная твоей мысли, с какой ты это делаешь, он, без сомнения, почтет твой поступок увещанием.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное

Идолу ничего нельзя давать, как ничего нельзя и брать у идола. Если против веры - сидеть за столом в капище, то что сказать о человеке в одеянии идола?

О венце.

Амвросиаст

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное

Здесь он говорит о том, что слабый, видя брата своего опытного приглашенным в капище, и расслабленно возлежащим, и потребляющим в пищу плоть идоложертвенную, почитает это за некую благодать. И сам начинает есть идоложертвенное - не по той совести и знанию, что нет идолов, но по той совести, что полагает, будто есть в этом могущество идола, когда брата знающего видит это вкушающим без содрогания.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос

Ап. делает здесь практическое приложение из общих положений, изложенных выше (в ст. 7-9). - Кто-нибудь - конечно из тех, о ком шла речь в 7-м ст. - Капище - от древне-славянского выражения: кап = изображение, истукан. Так называлось место, в котором был поставлен истукан или идол (ειδωλει̃ον). - Не расположит ли его. Смелое появление христианина в капище и безбоязненное вкушение пищи, приготовленной из остатков жертвы идолу, не останется без влияния и на немощного христианина, который сначала было отказался от участия в таком пиршестве. Но, конечно, он будет участвовать в этом пиршестве не в силу убеждений, а только из подражания более твердым в вере христианам. Внутреннее же его отношение к идолам чрез это не изменится. Неверность Господу, какую он, по его мнению, совершил здесь, отделит - думает Ап. - его от Господа, а с этим и начнется для него духовное умирание, которое может привести человека к вечной погибели (ср. Рим XIV:15). Таким образом сильный верою проявит свою силу в чем же? В погублении своего брата! Он погубит брата своим познанием, т. е. своим высоким христианским развитием, до которого он так добивался! Он погубит человека, за которого Христос претерпел смерть! Не странно ли после этого, если сильный верою хочет непременно доказать свою веру и свой свободный взгляд на язычество?

См. также Толкование на 1 Кор. 8:8