Толкования на 1 Кор. 8:12

Свт. Иоанн Златоуст

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа

Видишь ли, как постепенно и мало-помалу он доказал, что вина их есть самое тяжкое преступление? И здесь опять упоминает о немощи их (соблазняемых), обращая везде на собственную голову их (соблазняющих) то, что они приводили в свое оправдание. Не сказал: соблазняя, но: уязвляя, чтобы таким выразительным словом показать жестокость их. В самом деле, кто может быть жесточе человека, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара; он нередко причинял даже смерть. Но почему соблазняющие грешат против Христа? Во-первых, потому, что касающееся рабов Его Он усвояет Себе; во-вторых, подвергающиеся биению составляют тело Его и члены Его; в-третьих, они (биющие), по гордости своей, разрушают дело, которое Он совершил Своей смертью.

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа

Так что, когда что-либо дурное само по себе становится причиной соблазна или когда нечто доверенное нам или находящееся в нашей власти становится для слабого в вере или знании соблазном, то очевидно и неизбежно… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею (Мф. 18:6).

О крещении.

Свт. Феофан Затворник

Такожде согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете

Согрешают такие в братию, то есть против братии. Приняли дар разума и ведения, чтобы созидать братию, а, неразумно действуя, расстроивают их. Бьют совесть – безжалостное действие! Как у нас говорят иногда: ты меня по сердцу бьешь. Бьют совесть не тем только, что в искушение вводят, но тем, что сбивают их с пути и ввергают в дела, противные совести. У них чрез вас совесть побита; и, будучи биема, их бьет: они страдают.– Во Христа согрешают, то есть против Христа, и тем уже, что Господь повелел: блюдите, да не презрите единаго от малых сих, наименьших из верующих в Меня (Мф. 18, 10), а они не обращают на это никакого внимания; а особенно тем, что ввергают в грех брата. «Видишь ли, как постепенно и мало-помалу он доказал, что вина их есть самое тяжкое преступление? – Они грешат против Христа: во-первых, потому, что касающееся рабов Его Он усвояет Себе; во-вторых, подвергшиеся биению составляют тело Его и члены Его; в-третьих, биющие (совесть немощных), по гордости своей, разрушают дело, которое Он совершил Своею смертию» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа

Итак, не вводите в грех братьев своих и не соблазняйте их, то есть не заставляйте их колебаться, ради совести их немощной. Не считайте же это за нечто легкое, так как против Христа согрешаете, если не будете оберегать братьев своих.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Августин

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа

Итак, сам закон Христа велит нам нести тяготы друг за друга . И более того, любя Христа, мы с легкостью несем немощи другого, даже если еще не любим его за его добродетели. Ибо понимаем, что за того, кого мы любим, Господь умер.

О различных вопросах.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа

Не сказал: соблазняя, но: уязвляя, дабы показать жестокость их, когда они уязвляют и слабую совесть. На самый же верх преступления возвел этот грех, когда сказал: согрешаете против Христа. В каком же смысле этот грех совершается против Христа? Не в одном, а именно: Христос усвояет делаемое рабам Его Себе; уязвляемые суть Его тело и члены; они разрушают то, что Он совершил чрез собственное заклание, то есть спасение.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

Ап. особенно выставляет на вид преступность поведения сильных по отношению ко Христу. Оскорбить Христа, повредить Его делу - это большой грех! Ап. так проникнут серьезностью поднятого им вопроса, что даже дает род обета не есть не только идоложертвенного мяса, а мяса вообще (κρέας), если это вкушение подает ближнему повод к соблазну.

См. также Толкование на 1 Кор. 8:8