Толкования на 1 Кор. 10:5

Свт. Иоанн Златоуст

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне

См. Толкование на 1 Кор. 10:1

Свт. Григорий Палама

Ст. 5-6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Этим ясно говоря, что как тем, имевшим склонность к дурным вожделениям, ничем не помогли предоставленные образы Таинств, и они не избежали оставления их Богом, почему и погибнув вне, не спаслись в обетованную землю, – так и нас, если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения; но, как те лишились обетованной земли, так и мы, живя без покаяния и не покоряясь Божиим заповедям, лишимся небесного наследия. Посему Апостол опять говоря нам, присовокупляет: не будем сопротивляться, братия, и да не ожесточим сердец наших, как это было с теми в день искушения в пустыне. – Ибо так (дословно) говорит Апостол: «Коих же негодова? – не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? и видим, яко не возмогоша внити» (Евр.3:17–19).

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Свт. Феофан Затворник

Но не во множайших их благоволи Бог: поражени бо быша в пустыни

Не во множайших: не ко многим-то благоволил Бог.– Ибо, кроме Халева и Иисуса Навина, все вошедшие в перечисление были истреблены» (Феодорит). Или: не посмотрел Бог, что их много, всех истребил, кого огнем, кого змиями, кого болезнями, все легли в пустыне, кроме двух. «Они составляли великое множество, но многочисленность нисколько не помогла им. Все благодеяния были знаком любви Божией, но и это не помогло им потому что они сами не явили дел любви. Смотрите, сколько благодеяний Бог оказал израильтянам: освободил их из Египта и тамошнего рабства, провел чрез море, с неба сниспослал манну, из земли источил новые и чудные источники вод, постоянно сопутствовал им, творя чудеса и везде ограждая их; и однако, когда они оказались недостойными таких даров, не пощадил их, но погубил всех. Поражени бо быша в пустыни,– говорит Апостол, выражая и то, что они внезапно были поражаемы, и то, что поражавшие их наказания были ниспосылаемы Богом. И притом не в земле обетованной Он ниспослал на них все это, но вне и весьма далеко от нее, наказав их сугубою казнию: тем, что не допустил видеть земли обетованной, и тем, что наказал строго. Но как, скажешь, это относится к нам? – К тебе именно и относится. Посему Апостол и продолжает» (святой Златоуст):

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) поражены были, очевидно, смертью, в самой пустыне (Числ. 14:29; 26:64-65). Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: чтобы не быть нам похотниками зла, как и они (Числ. 11:4; Исх. 32:6).

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне

Хотя Бог явил им много знаков в любви и удостоил их весьма многих благ, однако в большинстве их он не нашел угодного Себе, не благоволил. Ибо отвергнуты были не все, но многие. Словом не о многих выражает ту мысль, что множественность их нисколько не послужила им на пользу, когда они со своей стороны не явили дел любви к своему Благодетелю. Словом поражены были указывает на внезапную погибель их и на казни, ниспосланные от Бога.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне

Апостол хочет показать нам, что не получение дара Божия спасает того, кто его получил, но наряду с получением этого дара необходимо оставаться его достойным. Ибо даже сыны Израилевы, сподобившиеся стольких благодеяний, оказались недостойными благодеяния Божия и не спаслись.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне

Ср. Чис XIV:29.

См. также Толкование на 1 Кор. 10:1